Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

БИБЛИОТЕКИ КАК КОНСАЛТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ СФЕРЫ БИЗНЕСА

https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104

Полный текст:

Аннотация

Информационный консалтинг имеет большое значение для эффективного развития бизнеса. Его появление дает возможность рассуждать о новых тенденциях в управлении и развитии социально-экономических процессов в Азербайджане. Информационное консультирование – это динамичный интерактивный процесс, способствующий проведению обучения и исследований, в котором наряду со специалистами в области информации активно участвуют сотрудники Азербайджанской Национальной библиотеки им. М. Ф. Ахундова. Чтобы всегда оставаться востребованными, библиотекари должны давать эффективные советы и представлять актуальную информацию, поистине должны стать информационными консультантами. Ценность консультанта состоит в активном поддержании информационных потребностей пользователей в процессе непрерывного взаимодействия. Информационный консалтинг превращает бизнес-цели ведущих компаний в инновационные решения. В прошлом информационные консультанты являлись библиотекарями, которые проводили полный опрос клиентов и готовили информацию. Компании приглашали их для поиска информации, труднодоступной для пользователей. Специалисты, обращающиеся к информационным консультантам в настоящее время, просят их содействия в поиске узкоспециальной информации по ключевым темам. Помощь консультанта- библиотекаря необходима в любой области исследований, поскольку у библиотек больше возможностей для проведения информационного сопровождения исследований во всех отраслях знаний. Развитие интернета в библиотеках стимулировало развитие консультационных услуг для различных категорий читателей, что требует от сотрудников библиотеки профессионального владения современными технологиями.

Цель статьи – проанализировать роль библиотек в формировании бизнес- среды и информационного обеспечения в сфере управления и бизнеса, изучить особенности информационного консалтинга в информационном обеспечении специалистов бизнес- среды и определить способы повышения эффективности деятельности библиотек в сфере информационной поддержки бизнес- структур.

Методы исследования. Проанализированы профильные публикации, представлены результаты наблюдений Национальной библиотеки Азербайджана имени М. Ф. Ахундова на основе использования методов структурного анализа, синтеза и интерпретации понятий. Автором также использованы материалы, полученные в процессе анкетирования пользователей библиотеки, представляющих разные отрасли науки.

Результаты. В процессе предоставления информационно- консалтинговых услуг прослеживается тенденция к совершенствованию традиционных информационных продуктов и услуг за счет интеллектуализации информационно-библиотечной деятельности, использования новых технологических подходов и восприятия специалистами библиотек усложняющихся потребительских требований. В целом информационно- консультационная деятельность позволяет библиотечно-информационным учреждениям определять приоритетные виды услуг, исходя из запросов читателей, и на их основе прогнозировать и развивать это направление. Выявление конкретных преимуществ данных услуг, их оценка и мониторинг позволяют библиотеке управлять своей деятельностью, определять направления развития в зависимости от конкретных обстоятельств.

Научная новизна. В статье раскрыта деятельность библиотечных консультационных центров по предоставлению информации учреждениям сферы бизнеса в Азербайджанской Республике. На основе маркетинговых исследований сотрудники Национальной библиотеки Республики могут определить приоритетные виды услуг в соответствии с требованиями читателей и спрогнозировать на их основе направления информационно- консультационной деятельности. Оценка и мониторинг этих услуг позволяет библиотеке управлять своей работой и определять стратегию деятельности в зависимости от текущей ситуации.

Об авторе

С. Г. Керимова
Институт рукописей имени Мухаммеда Физули Национальной академии наук Азербайджана
Азербайджан

Керимова Севда Гамидовна, докторант

Баку



Список литературы

1. Прокаева О. Н., Резонова В. М. Специфика информационно-консалтинговой деятельности муниципальных библиотек // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 1. C. 32–36.

2. Бунина Е. Г. Информационно-консалтинговая деятельность библиотек – реалии нашего времени // Румянцевские чтения – 2006 : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 11–13 апр. 2006 г.). Москва, 2006. С. 29–33.

3. Бунина Е. Г. Информационно-консалтинговая деятельность библиотек как новая форма обслуживания пользователей // Библиотечное дело – XXI век. 2007. № 2. С. 120–146.

4. Бунина Е. Г. Использование маркетингового подхода к информационно-консалтинговой деятельности библиотек // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В. И. Вернадского. 2008. № 4. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/04g/05g_14.pdf (дата обращения: 05.08.2020).

5. Забелина Н. А. Деловая библиотека как модель информационно-консалтингового центра // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире : V Юбилей. Междунар. конф. «Крым-98» (Судак, 6–14 июня 1998 г.). URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc101. html (дата обращения: 05.08.2020).

6. How to be an information consultant // Entrepreneur. URL: https://www.entrepreneur.com/article/41564 (дата обращения: 05.08.2020).

7. Бражникова С. А. Традиции и инновации // Белгородская государственная универсальная научная библиотека. URL: http://www.bgunb.ru/bgunb/professional/bgb/2002/2/article1.html (дата обращения: 05.08.2020).

8. Ананьева Т. Н., Ткалич А. И. Информационный консалтинг : учеб. пособие. Москва : Экономика, 2006. 208 с.

9. Ткалич А. И. Консалтинговый сервис : учеб. пособие. Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2007. 205 с.

10. Суворова В. Дистанционное консультирование – оперативная помощь специалистам // Библиотека. 2000. № 2. С. 16–18.


Для цитирования:


Керимова С.Г. БИБЛИОТЕКИ КАК КОНСАЛТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ СФЕРЫ БИЗНЕСА. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(4):100-104. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104

For citation:


Kerimova S.G. LIBRARIES AS CONSULTING CENTERS FOR BUSINESS SECTOR. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(4):100-104. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)