Продвижение патентной информации в средствах массовой коммуникации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-96-102
Аннотация
В настоящее время на повестку дня ставятся вопросы ускоренного достижения технологического суверенитета нашей страны. Патентная информация является частью научно-технической информации, к которой обращаются изобретатели, патентные поверенные, специалисты сферы интеллектуальной собственности. Патентная информация обладает рядом преимуществ: она включает в себя технические сведения о разработке и другие материалы, касающиеся заявителя, правообладателя и технического решения. Однако, несмотря на открытость и актуальность сведений о новых технических решениях, патентная информация еще недостаточно востребована широкой аудиторией. Актуальность статьи обусловлена поиском наиболее эффективных средств продвижения патентной информации для популяризации и вовлечения в эти процессы различных социальных групп. Это направление деятельности становится актуальным для библиотек, имеющих патентные фонды, и требует формирования банка лучших практик по продвижению в научно-популярных изданиях, СМИ, социальных сетях, интернете и других источниках. Цель статьи – представить опыт Центра «Всероссийская патентно-техническая библиотека» Федерального института промышленной собственности по созданию информационных продуктов на основе Государственного патентного фонда. Мы охарактеризовали виды материалов на основе патентной информации, в результате вывели направления адаптации технического языка патентных документов к научно-популярным формам представления информации. Данные примеры могут быть применены библиотеками, работающими с патентной и научно-технической информацией.
Ключевые слова
Об авторе
А. А. ТокареваРоссия
Токарева Анастасия Александровна - кандидат культурологии, зам. Начальника.
Бережковская набережная, 30, Москва, Г-59, ГСП-3, 125993
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье
Список литературы
1. Ключевые итоги 2024. Приоритетные задачи на 2025 : материалы к итоговой Коллегии Минэкономразвития России (по сост. на 17.02.2025 г.) / Центр стратег. разраб. [Москва], 2025. 192 с.
2. Калюжная Т. А., Плешакова М. А. Информированность читателей о научных достижениях и спрос на научно–популярные журналы в публичной библиотеке // Труды ГПНТБ СО РАН. 2024. № 1. C. 49–61. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-49-61
3. Кузнецова Т. В., Некрасова Н. О. Значение патентной информации в современном обществе знаний через призму деятельности ВПТБ ФИПС // Вестник ФИПС. Москва, 2021. С. 113–121.
4. Калинин А. Использование патентной информации в инновационной деятельности // Наука и инновации. 2020. № 4. С. 24–27. DOI: https://doi.org/10.29235/1818-9857-2020-4-24-27
5. Калюжный В. В., Еремина Н. В., Омельяненко А. Л. Методика прогнозирования успешности инновационной продукции на основе анализа мегамассивов патентной документации // Актуальные проблемы права: теория и практика. 2016. № 34. С. 98–110.
6. Токарева А. А. Клиентоцентричный подход при создании и продвижении библиотечно-информационных продуктов и услуг ВПТБ ФИПС // Продвижение библиотечных фондов, библиотечно-информационных ресурсов и услуг : ежегод. межведомств. сб. науч. тр. Москва, 2023. С. 96–102.
7. Токарева А. А. Инкультурация личности как процесс обретения компетентности в сфере интеллектуальной собственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2024. № 4. С. 73–78. DOI: https://doi.org/10.30725/2619-0303-2024-4-73-78
8. Конев К. А. Виртуальные выставки как инструмент продвижения книжного наследия Научной библиотеки Томского государственного университета в цифровой среде // Труды ГПНТБ СО РАН. 2024. № 3. С. 74–80. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-74-80
9. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Москва : Феникс, 1992. 528 с.
Рецензия
Для цитирования:
Токарева А.А. Продвижение патентной информации в средствах массовой коммуникации. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(2):96-102. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-96-102
For citation:
Tokareva A.A. Promotion of Patent Information in Mass Media. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(2):96-102. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-96-102