Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88

Полный текст:

Аннотация

Рассматриваются вопросы компетенций библиотечных специалистов в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), обозначены проблемы определения компетенций и их состава с учетом требований цифровой экономики и профессионального стандарта. Определено, что в настоящее время в качестве базовой модели компетенций библиотечных специалистов могут быть рассмотрены только перечни компетенций ФГОС. Делается акцент на отсутствии консолидированной позиции профессионального сообщества по данному вопросу. Предлагается реализовать ряд специальных мероприятий по формированию единой позиции библиотечного сообщества касательно компетенций и для их определения с привязкой к типу библиотеки и к должности сотрудника.

Об авторе

O. В. Mакеева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Mакеева Оксана Владимировна кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы, ученый секретарь

Новосибирск



Список литературы

1. Вольфрам Д., Зуев А. Е. Формирование системы сильного библиотечно-информационного образования: доклад рабочей группы ИФЛА (мнение эксперта) // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 2. С. 205–210.

2. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/101 (дата обращения: 14.10.2019).

3. Клюев В. К. Современное библиотечное образование: реформы продолжаются // Науч. и техн. б-ки. 2017. № 4. С. 77–85.

4. Лопатина Н. В. Информационно-библиотечное образование в условиях перехода на стандарты нового поколения // Науч. и техн. б-ки. 2016. № 4. С. 81–90.

5. Рушанин В. Я. Перспективы высшего библиотечного образования в контексте освоения профессионального стандарта специалиста в области библиотечноинформационной деятельности // Книга. Культура. Образование. Инновации «КРЫМ-2017» : материалы Третьего Междунар. профессионал. форума (Судак, 3–11 июня 2017 г.). М., 2017. С. 244–249.

6. Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования // Российская библиотечная ассоциация. URL:http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual_576.html (дата обращения: 14.10.2019).

7. Редькина Н. С. Компетенции библиотечных специалистов в условиях меняющейся внешней среды // Интернет и информационно-библиотечные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе : материалы XIII Междунар. конф. (Ташкент, 24–26 апр. 2019 г.). Ташкент, 2019. С. 86–92.

8. Лопатина Н. В. Библиотечная профессия в информационном обществе: разрушение или развитие // Науч.-техн. информ. Сер. 1. Орг. и методика информ. работы. 2014. № 5. С. 19–23.

9. Лопатина Н. В., Романюк М. А. Формирование профессиональных компетенций будущих информационно-библиотечных специалистов в условиях изменения номенклатуры направлений подготовки высшего образования (на примере англоязычной подготовки) // Библиосфера. 2015. № 1. С. 53–57.

10. Парамонова И. Е. Модели компетенций для сотрудников специальных библиотек: зарубежный опыт // Науч. и техн. б-ки. 2019. № 7. С. 3–13.

11. Езова С. А. Коммуникативная компетенция библиотечного специалиста // Науч. и техн. б-ки. 2008. № 4. С. 101–108.

12. Домбровская И. В. Формирование творческих компетенций библиотечных специалистов для реализации инноваций в профессиональной деятельности : дис. … канд. пед. наук. Казань, 2015. 255 с.

13. Галковская Ю. Н. Актуальные компетенции библиотекаря-библиографа как ориентир развития библиотечно-информационного образования: опыт исследований // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : материалы IX Междунар. науч. семинара. М. ; Минск, 2018. Ч. 1. С. 92–99.

14. Качанова Е. Ю. Формирование исследовательских компетенций у бакалавров библиотечно-информационной деятельности // Высш. образование в России. 2018. Т. 27, № 7. С. 117–123.

15. Алтухова Г. А. Профессиональные компетенции библиотекаря в эпоху глобализации и информатизации общества // Вестн. МГУКИ. 2017. № 3. С. 164–171.

16. Олефир С. В. Медийная и информационная грамотность пользователей библиотек и библиотечных специалистов // Вестн. культуры и искусств. 2017. № 4. С. 24–29.

17. Сокольская Л. В. Формирование компетенций библиотекарей как организаторов интеллектуально-досуговой деятельности // Вестн. ТГУ. Культурология и искусствоведение. 2015. № 1. С. 150–153.

18. Редькина Н. С. Мировые тенденции развития библиотек: оптимизм vs пессимизм (по материалам зарубежной литературы). Ч. 2 // Библиосфера. 2019. № 1. С. 49–58.

19. Жегульская Ю. В., Савкина С. В. Значимость компетентности в сфере культурно-досуговой деятельности в подготовке современного библиотекаря // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 1. С. 232–238.

20. Цифровая грамотность URL: http://xn80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.10.2019).


Для цитирования:


Mакеева O.В. КОМПЕТЕНЦИИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2019;(4):84-88. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88

For citation:


Makeeva O.V. COMPETENCIES OF LIBRARY PROFESSIONALS IN THE DIGITAL ECONOMY EPOCH. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2019;(4):84-88. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-84-88

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)