Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

БИБЛИОТЕКА В МЕДИАСРЕДЕ

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-39-45

Полный текст:

Аннотация

В современном обществе активно развивается медийная среда, базирующаяся на принципах традиционной системы массовых коммуникаций и обогащенная новыми возможностями для социума. Исследования ученых свидетельствуют, что медиа определяют современные бытие, сознание и ценности отдельно взятой личности и социальных групп. Медиасреда является одновременно и местом существования человека, и средством воздействия на его сознание. Автор характеризует медийную среду как социальное пространство для библиотечного учреждения; выявляет возможности общедоступной публичной библиотеки как лидера общественного мнения; раскрывает технологические особенности реализации информационного влияния в медиакоммуникациях библиотеки. С развитием интернет-технологий массовая коммуникация стала открыта и доступна библиотечному сообществу.  Современная библиотека одновременно выступает как активный пользователь медиа-контента и как субъект, создающий свои медийные продукты, предназначенные широкой аудитории. Однако эти возможности используются в основном для внутренних целей: отражения жизни учреждения и раскрытия информационных ресурсов.  Обосновывается возможность укрепления социальных позиций библиотеки за счет принятия роли информационного лидера местного сообщества. Автор делает вывод, что социальная эффективность акторского поведения библиотеки в медиасреде будет определяться двумя факторами: соответствием коммуникационного продукта социальным запросам и силой информационного воздействия, воплощенного в реальном отзвуке сообщения и социальных последствиях (действиях).  

Об авторе

И. Ю. Матвеева
Челябинский государственный институт культуры
Россия

Матвеева Ирина Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотечно-информационной деятельности

Челябинск



Список литературы

1. Загидуллина М. В. Современное состояние медиасреды // Медиасреда. 2006. № 1. С. 25–31.

2. Киуру К. В., Кривоносов А. Д. Трансформации медиасреды как объект исследования теории массовых коммуникаций // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 4. С. 711–723.

3. Кашкина М. Г. Медиакультура в социокультурном поле информационного социума // Аналитика культурологии. 2012. № 3. С. 152–154.

4. Кирилова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика учеб. пособие. Москва: Культура: Акад. проспект, 2008. 496 с. (Фундаментальный учебник).

5. Кривоносов А. Д. О характеристиках виртуальной публичной среды // Современные СМИ и медиарынок: сб. науч. тр. в честь проф. Е. Е. Корниловой. Санкт Петербург, 2019. С. 52–58.

6. Лизунова И. В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиосфера. 2017. № 4. С. 30–34.

7. Информационно-психологическая и психотропная война: хрестоматия / под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск Харвест, 2003. 431 с.

8. КараМурза С. Г. Манипуляция сознанием: учеб. пособие. Москва: Алгоритм, 2004. 527 с.

9. Николайчук И. А., Янгляева М. М., Якова Т. С. Крылья хаоса: масс-медиа, мировая политика и безопасность государства. Москва: Икар, 2018. 351 с.

10. Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. Москва: Центр, 2004. 253 с.

11. Зелинский С. А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия: сублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действий. Санкт-Петербург: Скифия, 2009. 520 с.

12. Пятьдесят способов успешного манипулирования человеком / авт.-сост. Л. Орлова. Минск Соврем. литератор, 2008. 223 с.

13. Шерстнев М. П. Психологическое управление людьми. Москва: Рус. правда, 2006. 238 с.

14. Холдоров О. Н. Соотношение категорий «актор» и «субъект», «участник», «агент» в политической теории // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 4. С. 128–133.

15. Шелонаев С. И. Типология актеров в современном медиапространстве // Историческая и социально образовательная мысль. 2012. №1. С. 165–168.

16. О библиотечном деле: федер. закон Рос. Федерации от 29.12.1994 № 78-ФЗ (с изм. и доп.) // Гарант. URL: https://base.garant.ru/103585/ (дата обращения: 14.01.2020).

17. Шарков Ф. И. Массовые коммуникации и медиа-планирование: учеб. пособие. Москва: АльфаПресс, 2008. 252 с.

18. Матвеева И. Ю. Информационное влияние в условиях библиотечного воздействия // Обществото на знанието и хуманизмът на ХХI век: Десета юбил. нац. науч. конф. с междунар. участие (София, 1 ноемв. 2012 г.). София, 2013. С. 127–131.

19. Савкина С. В. Электронная книжная выставка как библиографический продукт // Библиосфера. 2011. № 2. С. 97–100.

20. Матвеева И. Ю. Кто мы на платформе мультимедиа? Архитектура виртуальных коммуникаций // Библиотека. 2019. №3. С. 22–25.

21. Калугина Е. Г. ИнтернетСМИ как субъект политической коммуникации: ключевые характеристики // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6, № 3. С. 406–417.


Для цитирования:


Матвеева И.Ю. БИБЛИОТЕКА В МЕДИАСРЕДЕ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(2):39-45. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-39-45

For citation:


Matveeva I.Yu. LIBRARY IN THE MEDIA ENVIRONMENT. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(2):39-45. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-39-45

Просмотров: 104


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)