Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF ()

КНИЖНОЕ НАСЛЕДИЕ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 

7-19 640
Аннотация

Книга играет важную роль в жизни человека, особенно в детском возрасте, закладывая его интеллектуальный и нравственный потенциал.  Автором впервые в отечественном библиотековедении изучены каталоги книжных собраний войсковых офицерских библиотек для получения информации об изданиях для детей; проведен количественный и качественный анализ фонда детских изданий в офицерских библиотеках русской армии. Задачи исследования: 1) определить абсолютные и относительные показатели наличия изданий для детей в офицерских библиотеках; 2) установить причины малочисленности детских отделов; 3) выявить и проанализировать нормативно-правовую базу пользования книжными фондами войсковых офицерских библиотек членами семей военнослужащих.  Работа основана на широкой репрезентативной источниковой базе: подготовлена с привлечением основных нормативно-правовых документов, четко регламентировавших допуск членов семей офицеров и чиновников, включая детей, в библиотеки при военных собраниях, и каталогов книг войсковых офицерских библиотек за разные годы. Детские отделы составляли от 0,6 до 6,6% книжных фондов офицерских библиотек. В статье подробно представлен репертуар изданий детских отделов (в них имелись произведения и российских, и зарубежных авторов). Выявлены и проанализированы особенности комплектования детской литературой офицерских библиотек XIX – начала XX в., определены причины малочисленности фондов детских отделов.  Результаты исследования расширяют представление о книжных фондах войсковых офицерских библиотек и их роли в жизни офицеров и членов их семей.   

20-28 582
Аннотация

Модернизация круга чтения влечет изменения в общественно-политических, экономических, моральных воззрениях социума, а потому изучение этой проблемы является актуальным направлением современных исследований. В дореволюционный период доминирующая роль религии и церкви, характерная для традиционного общества, явно проявлялась и в круге чтения, основным сегментом которого была религиозная и духовно-нравственная литература. Одним из свидетельств модернизации круга чтения сибиряков в рассматриваемый период необходимо признать появление в нем философских трудов, в том числе Ф. Ницше с его критичным отношением к религии и церкви  в целом и христианству в частности. Цель статьи – выявление модернизационных процессов в чтении сибиряков на примере присутствия в нем произведений Ф. Ницше. Приведены сведения из 26 каталогов дореволюционных библиотек Сибири, отражающие фонды 19 библиотек губернских, областных и уездных центров. Для изучения выбраны наиболее открытые для пользователей городские публичные библиотеки и библиотеки местных коммерческих и общественных собраний. Результаты исследования показывают, что в рассматриваемый период произведения Ф. Ницше имелись во многих сибирских библиотеках. Наличие этих книг в библиотеках Сибири свидетельствует о развернувшейся в регионе модернизации чтения и всей книжной культуры. Выявленные данные позволяют  уточнить и дополнить региональную картину  библиотечных фондов и потенциальный  репертуар чтения сибиряков, а также пополнить  аргументацию, касающуюся присутствия  модернизационных процессов в их чтении  в конце XIX – начале XX в.  

БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА 

29-38 466
Аннотация

Интеллект понимается как средство умственной деятельности, то есть средство генерации, хранения, понимания, преобразования мысли в особом умопостигаемом пространстве ноосферы. В зависимости от мыслящего  субъекта различаются три типа интеллектов:  Интеллект А – индивидуальный живой ум  члена общества, находящийся в его сознании;  Интеллект Б – социальный логос, представляющий собой ядро мыслительно  речевой  сферы общества (логосферы) и включающий  в качестве одного из своих частных видов  Библиотечный логос (ББ); Интеллект Ц – искусственный интеллект, существующий  в цифровой виртуальной реальности (компьютерном пространстве и времени) 1 .  Интеллект А является естественным, оперирующим символами (речью и изображения-ми) в психическом мире человека; интеллект  Б является искусственным, оперирующим  культурными кодами в социальной среде;  интеллект Ц является искусственным, оперирующим цифровыми сигналами в электрон-ной среде. Рассмотрены две мировоззренческие проблемы: во-первых, проблема динамики развития интеллектов А, Б, Ц в биологическом и историческом времени; во-вторых, проблема взаимодействия различных интеллектов в логосфере современного общества. Сделан вывод, что цифровая культура должна уравновешиваться гуманитарной (гуманистической), носителем которой является книжное культурное наследие. Для этого каждая российская библиотека должна представлять собой центр российской культуры, интегрирующий три вида интеллектов: 1) библиотечный логос; 2) искусственный интеллект свободного доступа; 3) живой интеллект коллектива библиотеки.  Педагогическая миссия Библиотечного логоса состоит в том, чтобы использовать свой интеллектуальный потенциал для вразумления (приобщения к разуму) населения России.  При этом желательно, чтобы наши политики уразумели, что библиотека – это гуманистический оплот нации, а цифровизация (информатизация, автоматизация) – это вспомогательное средство для укрепления книжной культуры как базисной ценности России.

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ 

39-45 583
Аннотация

В современном обществе активно развивается медийная среда, базирующаяся на принципах традиционной системы массовых коммуникаций и обогащенная новыми возможностями для социума. Исследования ученых свидетельствуют, что медиа определяют современные бытие, сознание и ценности отдельно взятой личности и социальных групп. Медиасреда является одновременно и местом существования человека, и средством воздействия на его сознание. Автор характеризует медийную среду как социальное пространство для библиотечного учреждения; выявляет возможности общедоступной публичной библиотеки как лидера общественного мнения; раскрывает технологические особенности реализации информационного влияния в медиакоммуникациях библиотеки. С развитием интернет-технологий массовая коммуникация стала открыта и доступна библиотечному сообществу.  Современная библиотека одновременно выступает как активный пользователь медиа-контента и как субъект, создающий свои медийные продукты, предназначенные широкой аудитории. Однако эти возможности используются в основном для внутренних целей: отражения жизни учреждения и раскрытия информационных ресурсов.  Обосновывается возможность укрепления социальных позиций библиотеки за счет принятия роли информационного лидера местного сообщества. Автор делает вывод, что социальная эффективность акторского поведения библиотеки в медиасреде будет определяться двумя факторами: соответствием коммуникационного продукта социальным запросам и силой информационного воздействия, воплощенного в реальном отзвуке сообщения и социальных последствиях (действиях).  

46-54 415
Аннотация

Библиотечный фонд – сложный объект, ключевой характеристикой которого является упорядоченность входящих в его состав документов. От того, как он организован, зависят качество библиотечной деятельности и эффективность функционирования библиотеки в целом. Размещение фонда – как процесс его организации – предусматривает поиск и принятие решений по оптимальному упорядочению документов в фонде. Рациональное размещение фонда существенно повышает оперативность обслуживания читателей благодаря сокращению временных затрат на разыскание и доставку запрашиваемых документов, что, несомненно, является важным фактором в сфере оказания услуг с учетом темпа современной жизни. В связи с активным увеличением количества документов, характерным для библиотек депозитариев, ежегодно возрастает потребность в свободных площадях, усложняется отбор и поиск источников в фонде. Кроме того, проблема дефицита площадей для размещения фондов связана с существенным расширением набора функций и изменением роли библиотек, происходящим под влиянием внешних условий.  Назревшая необходимость в поиске современных и эффективных путей решения данной  проблемы стала основной причиной обращения к ней специалистов Государственной публичной научно-технической библиотеки  Сибирского отделения Российской академии  наук (ГПНТБ СО РАН), предопределив базовую  задачу: разработать комплекс мер по оптимальному размещению фондов библиотеки.  На основе материалов, полученных в ходе работы от всех подразделений фондодержателей, и при их непосредственном участии был создан документ «Стратегия размещения фондов ГПНТБ СО РАН на 2020–2030 гг.».  Цель статьи – дать представление о текущей ситуации и возможных решениях вышеозначенной проблемы в крупнейшей библиотеке Сибири и Дальнего Востока.

55-61 407
Аннотация

Представлены результаты исследований, проводившихся с 1997 по 2018 г. на базе научной библиотеки Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Часть исследований была выполнена совместно с кафедрой библиотечно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ).  Сделан сравнительный анализ содержательных аспектов чтения студентов (типы и виды литературы, жанры, авторы); интенсивности чтения; факторов и мотивов, влияющих на читательскую деятельность; регулярности посещения библиотеки. Особая роль отведена соотношению чтения книг в электронной и традиционной формах. Детально рассмотрены зависящие от множества факторов (окружение, информационные технологии, деятельность библиотеки, рекламные предложения) изменения в авторских предпочтениях.  Рассмотрены социальные сети как новый фактор, влияющий на чтение молодежи. Освещена работа научной библиотеки ОмГТУ по продвижению чтения в студенческой среде.  Представлена просветительская и досуговая деятельность библиотеки, большую роль в которой занимают литературно художественные, творческие, интеллектуальные конкурсы и проекты, библиотечные акции, такие как конкурс на лучшую читающую группу, литературно-художественные проекты «Переливы слова» и «Переливы цвета», дея-тельность межвузовского студенческого литературного объединения «Поэтическая мастерская». Результаты эмпирических исследований представлены в виде диаграмм и графиков, что позволяет наглядно показать факторы влияния деятельности библиотеки на читательскую активность пользователей в 1997–2018 гг., соотнести общее и частное в художественных предпочтениях, научных интересах молодежи, а также целях посещения библиотеки.

НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

63-68 540
Аннотация

Библиотека как древнейший институт письменности, просвещения, культуры и образования всегда занимала одно из важнейших мест в жизни общества, поэтому профессия библиотекаря и подготовка специалистов высшего образования заслуживают особого внимания.  Подготовка библиотечных кадров в постоянно меняющемся информационном обществе требует специализированной государственной политики. Правительство Республики Узбекистан всячески способствует модернизации высшего образования в целом и библиотечного образования в частности, поэтому формирование нового поколения специалистов с высокой профессиональной культурой является одной из приоритетных задач руководства страны. Развитие всех сфер общества, активное внедрение новых информационных технологий, интенсивно развивающаяся индустрия требуют создания гибкой и скоординированной системы подготовки квалифицированных специалистов.  В республике давно назрела необходимость разработки и реализации новой модели библиотечно-информационного образования, которая отвечала бы потребностям современного  общества и оперативно реагировала на их  изменения, способствуя вхождению национального библиотечного образования в мировое  научное и информационное пространство.  В настоящее время высшее библиотечное образование в Республике Узбекистан имеет много проблем, для решения которых необходимо: внедрить ступенчатую подготовку специалистов, организовать систему переподготовки специалистов, усовершенствовать отбор абитуриентов в учебные заведения, расширить сферу использования выпускников и т. д.  В статье представлен опыт реформирования библиотечно-информационного образования в Узбекистане в разные периоды истории (с 1970-х гг. до настоящего времени). Раскрыты как позитивные, так и негативные стороны реформирования библиотечного образования Республики Узбекистан.

69-74 520
Аннотация

Значимой составляющей процессов самовоспитания и профессионального становления выступает идеал как основа ценностного сознания личности, который и определяет жизненную стратегию студента – будущего специалиста. Профессиональные идеалы формируют мировоззрение и профессиональную направленность студента, что отражается в поведении и отношении к действительности.  В психолого-педагогической литературе профессиональный идеал трактуется как образ профессионального совершенства, желанная высшая цель, идея, мечта.  В последнее время наблюдается возросший интерес зарубежного и отечественного научного сообщества к проблеме профессионального идеала и особенностей его формирования, что связано с генеральными векторами общественного развития – модернизацией и демократизацией всех сфер жизни.  Эмпирические исследования профессиональных ценностей при подготовке студентов библиотечного направления показывают, что традиционно в качестве главного ценностного объекта рассматривается книга, причем зачастую многие и выбор профессии объясняют тем, что любят книгу, не мыслят своей жизни без нее. Книга как несомненная общекультурная ценность для будущего библиотекаря является важным объектом профессиональной деятельности, вокруг которого и происходит коммуникация с читателем – смыслом и целью существования библиотеки.  Будущий библиотекарь должен быть активным квалифицированным читателем, приобщенным к книжной культуре, не представляющим своей жизни без домашней библиотеки, полученной от родителей или сформированной самостоятельно. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиографии – это основные характеристики будущего специалиста библиотечной сферы. Осознание студентами сущности профессиональных ценностей, определение их набора и готовности воплощать их в практику позволяет говорить о завершении процесса профессиональной направленности личности. Статья является первым обобщением эмпирических исследований представлений студентов библиотечного направления о профессиональных ценностях, источниках их формирования, на основе которых можно судить об адекватности оценки содержания будущей профессиональной деятельности.

БИБЛИОМЕТРИЯ, НАУКОМЕТРИЯ, ВЕБОМЕТРИКА 

75-82 448
Аннотация

Обзорно представлены проблемы междисциплинарности как многогранного явления.  Под междисциплинарностью чаще всего понимается взаимодействие между различными научными дисциплинами, которое может варьироваться от простого обмена идеями до организации совместной научно-исследовательской деятельности. С учетом такого понимания рассматриваются предпосылки совместной научной деятельности библиотечных специалистов и медиков (биологов). Предпринята попытка анализа возможности участия библиотекарей в подобных исследованиях. В практической части проанализированы представленные на платформе eLibrary российские биомедицинские публикации с участием сотрудников библиотек: выявлен массив междисциплинарных работ по указанной проблематике; проведен анализ выборки по принадлежности авторов к той или иной организации, по годам, дисциплинам, наукометрическим показателям. Результаты позволили понять особенности решаемых задач и специфику исследовательских стратегий.  Сформулированы предположения о возможных стратегиях развития междисциплинарных исследований в библиотеках России.  Определены условия, способствующие повышению шансов специалистов библиотек на включение в междисциплинарные исследования на основе опыта работы справочно- библиографического отдела ГПНТБ СО РАН. Зарубежные междисциплинарные публикации рассмотрены посредством обращения к обзорам по данной проблематике. Изученные статьи из авторитетных зарубежных журналов по информатике и библиотечному делу свидетельствуют о росте числа исследований по биомедицинским дисциплинам, подготовленных с участием библиотечных специалистов. Образцом для анализа послужил обзор в Journal of the Medical Library Association, охватывающий совместные работы библиотекарей и преподавателей в области здравоохранения за 2008–2017 годы («Collaboration between health sciences librarians and faculty as reflected by articles published»). Авторы обзора пришли к выводам о том, что основные темы сотрудничества библиотекарей и преподавателей были связаны с оценкой медико-социальных аспектов здоровья пациентов, поиском медицинской информации и принятием клинических решений.

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 

83-89 344
Аннотация

Социально экономические трансформации, происходящие в XXI в., затрагивают все сферы науки, образования, культуры и производства, в том числе и книжную отрасль. В статье обосновывается необходимость изучения инновационного потенциала книжной индустрии Сибири, динамики развития ее основных отраслей: книгоиздания и полиграфии.  Инновационный потенциал книжной индустрии определяется как способность учреждений книгопроизводства эффективно воплощать в жизнь специфические задачи по подготовке, выпуску и тиражированию печатных и электронных изданий при максимальном использовании имеющихся ресурсов.  Понимание современных процессов функционирования регионального издательского дела невозможно без изучения истории регионального книгоиздания, функционирования сибирской полиграфической промышленности, специфики деятельности издательств в ХХ в.  и в первые десятилетия XXI в. с целью акцентировать внимание на инновационной составляющей книжной индустрии, на перспективах  развития материально  технических, инфра-структурных, кадровых, финансовых и других  ресурсов в условиях надвигающегося глобального экономического кризиса, вызванного  в том числе пандемией, связанной с распространением коронавирусной инфекции.  Необходимо дальнейшее проведение анализа и характеристика каждого ресурса для актуализации и мобилизации всех компенсаторных механизмов по внедрению инноваций для развития региональной книжной индустрии.  

90-98 562
Аннотация

В рамках международного фестиваля «Книжная  Сибирь» и III Регионального книжного форума  с международным участием «Информационное  общество: новые приоритеты книжной культуры», проходивших в ГПНТБ СО РАН 12–14 сентября 2019 г., состоялось заседание секции  «Российское книгоиздание: региональная  специфика, каналы продвижения, формирование библиотечных фондов», в работе которой  приняли участие теоретики и практики книжного дела: издатели, писатели, книготорговцы,  библиотекари, читатели.  В Российской Федерации наблюдается высокая степень неравномерности развития книжного пространства территорий. В большей степени неравенство определяется спецификой региона, характеризующейся географическим положением, удаленностью от центра, инновационным потенциалом книжного бизнеса, издательскими традициями, наличием и развитостью оптово розничных книготорговых сетей, доступностью библиотек и богатством библиотечных фондов.   Организаторы дискуссии, опираясь на мнения участников секции, представляют в статье основные региональные и общероссийские проблемы развития книжных отраслей: книгоиздания и книжной торговли, библиотечного фондообразования и доведения книг до читателя.  Представлены общие проблемы российской  книжной культуры, проанализирована специфика развития регионального издательского  бизнеса, определены особенности функционирования провинциальной системы книгораспространения и формирования фондов библиотек, намечены возможные варианты  сотрудничества участников процесса, перспективные механизмы функционирования и  развития книжной индустрии для создания  единой системы регионального книгоиздания  и книгораспространения.  

99-103 1211
Аннотация

Незрячие и слабовидящие граждане – особая категория людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается около 39 млн слепых, 246 млн человек имеют очень слабое зрение. Формирование безбарьерной среды в сфере социальных услуг, культуры, образования, занятости для этой группы населения – важнейшая задача для представителей федеральной и региональной власти, министерств и ведомств. Учреждениями различного профиля ведется большая работа по социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечению равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Библиотечное обслуживание людей с полной или частичной потерей зрения – составная часть системы социальной реабилитации.  Обеспечение информацией людей данной категории осуществляют специальные библиотеки для незрячих и слабовидящих, а также сеть государственных и муниципальных библиотек. В условиях глобализации возникает вопрос об интеграции специальных библиотек для незрячих и слабовидящих и общедоступных публичных библиотек в единую систему по информационному обслуживанию людей с ограниченными возможностями здоровья.  В статье дана краткая характеристика публикаций, посвященных библиотечному обслуживанию незрячих и слабовидящих граждан.  Специалисты библиотек активно обсуждают пути объединения ресурсов и продвижения услуг для людей с полной или частичной потерей зрения в целях повышения эффективности в решении задач адаптации этой группы населения. Такая система сможет оказывать поддержку людям, имеющим ограничения по зрению, в полной реализации их прав и свобод, создавать условия для повышения культуры потребления продуктов и услуг социальной сферы.

AD JUBILAEUM 

ИНФОРМАЦИЯ 

109-110 419
Аннотация

С 28 по 30 декабря 2019 г. в здании Дома офицеров  Новосибирского гарнизона Министерства обороны  Российской Федерации работала выставка литературы по истории военных библиотек Русской  армии под названием: «Библиотеки Военного  министерства: 218 лет на службе делу военного образования и просвещения в России (1802–2020 гг.)». 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)