Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ

https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-72-81

Полный текст:

Аннотация

Одним из важнейших процессов в оказании межбиблиотечных услуг является поиск заказываемого документа. При этом проводить поисковые процедуры в разнообразных информационно- поисковых системах (ИПС), действующих по определенным правилам, становится довольно сложно. Данная проблема требует постоянного изучения, поскольку появляются новые технические решения для поиска, которыми необходимо овладевать опытным пользователям и новичкам в расширяющемся цифровом пространстве. Цель статьи – показать возможности повышения качества поиска информации в ИПС для удовлетворения заказов пользователей. Задачи исследования – раскрыть основные причины неудовлетворенности пользователей информационного поиска в интерактивных системах (порядком процедур, отрицательными ответами) и определить пути его совершенствования. Дан краткий обзор истории развития и преобразований по использованию справочно-поискового аппарата в межбиблиотечных службах. Отмечены положительные изменения в поиске документов, связанные с применением информационно- коммуникационных технологий, а также вкладом сотрудников информационно- библиотечной сферы в создание и эксплуатацию электронных каталогов. Подчеркнута глубокая взаимосвязь процессов межбиблиотечного обслуживания, релевантности поиска и внедрения высоких технологий. Особое внимание уделено анализу зарубежных научных публикаций 2015–2019 гг., в которых освещены вопросы использования ИПС, моделей поиска, поведения пользователей, неудовлетворенности поиском, повышения результативности, модернизации систем и перспектив их развития. Таким образом, в статье обобщены научные и практические результаты поиска информации применительно к межбиблиотечному обслуживанию в отечественных и зарубежных онлайн- системах информационно- библиотечных учреждений. Новизна статьи в том, что она фокусирует внимание на изучении эффективности ИПС, которые кардинально влияют на удовлетворенность пользователей межбиблиотечными услугами.

Об авторе

И. Ю. Красильникова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Красильникова Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно- технологического отдела

Новосибирск



Список литературы

1. Сводные печатные каталоги, изданные в СССР : библиогр. указ. / сост. Т. Н. Данченко. Ленинград, 1971. 33 с.

2. Сводные каталоги в СССР : библиогр. указ. / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина, Всесоюз. гос. б-ка иностр. лит. Москва, 1973. 187 с.

3. Сводные каталоги библиотек России : аннот. указ. / Рос. гос. б-ка, Рос. нац. б-ка ; сост.: Т. Е. Сорокина, А. С. Чистякова ; отв. ред. Н. Н. Каспарова. Москва, 1993. 83 с.

4. Левин Г. Л. Сводный каталог // Библиотечная энциклопедия. Москва, 2007. С. 936–939.

5. Соколинский Е. К. Сводные каталоги как основная форма национального репертуара печати Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03. Санкт-Петербург, 2008. 32 с.

6. Соколинский Е. К. Национальные сводные каталоги как фактор раскрытия культурного наследия // Вестник СПбГУКИ. 2017. № 3. С. 79–83.

7. Решетникова О. В. Сетевые сводные каталоги библиотек России: современное состояние и тенденции развития // Библиография. 2018. № 1. С. 24–34.

8. Решетникова О. В. Новые поисковые возможности сетевых сводных каталогов // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 391–398. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2018-67-4-391-398.

9. Маркова А. А. Анализ эффективности использования сводных и распределенных каталогов в целях заимствования записей // Омский научный вестник. Серия. Приборы, машины и технологии. 2007. № 1. С. 113–117.

10. Серова О. В. Качество услуг в электронной среде и новые сервисы // Библиосфера. 2009. № 1. С. 27–32.

11. Серова О. В. Фонды библиотек в цифровую эпоху: традиционные и электронные ресурсы, комплектование, использование» // Библиотековедение. 2013. № 3. С. 40– 42. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2013-0-3-40-42.

12. Власова С. А. Автоматизированные системы обслуживания читателей в БЕН РАН // Библиотека по естественным наукам РАН. URL: http://www.benran.ru/SEM/Sb_09/doc_225.html (дата обращения: 03.06.2020).

13. Власова С. А. Интернет-системы БЕН РАН – новые сервисы для пользователей // Библиосфера. 2014. № 2. С. 81–84.

14. Власова С. А., Каленов Н. Е. Роль каталогов научных библиотек в задачах информационного сопровождения научных исследований // Информационные процессы. 2014. Т. 14, № 3. С. 232–241.DOI: http://www.jip.ru/2014/232-241-2014.pdf.

15. Власова С. А., Каленов Н. Е., Колерова Т. С. Комплексная автоматизированная система обработки заказов по межбиблиотечному абонементу // Межотраслевая информационная служба. 2006. № 1. С. 48–52.

16. Каленов Н. Е. Библиотечные интернет-каталоги и пользователь // Научная периодика: проблемы и решения. 2015. Т. 5, № 6. С. 265–272. https://doi.org/10.18334/nppir.5.6.34883.

17. Каленов Н. Е., Власова С. А. Особенности сводного электронного каталога БЕН РАН // Библиотековедение. 2011. № 3. С. 42–47.

18. Колерова Т. С. Расширение функций МБА в ЦБС БЕН РАН на современном этапе // Библиотечное дъло. 2013. № 13. С. 9–10.

19. Колерова Т. С. Служба межбиблиотечного абонемента Библиотеки по естественным наукам РАН и комплектование ее фонда // Научные и технические библиотеки. 2016. № 3. С. 12–18. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2016-3-12-18.

20. Паклин А. Г. Организация сервисного обслуживания удаленных пользователей в Государственной публичной исторической библиотеке России: (На материале отдела электронной доставки и абонементного обслуживания) // Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20–27 июня 2016 г.). Санкт-Петербург, 2016. С. 130–146. https://doi.org/10.18720/SPBPU/2/k16-35.

21. Паклин А. Г. Роль информационно-поисковых ресурсов Государственной публичной исторической библиотеки России в работе электронной доставки документов (по материалам сайта ГПИБ) // Межбиблиотечный абонемент и доставка документов – важное средство сохранения и развития единого информационного и культурного пространства государств-участников СНГ : 2-я Междунар. конф. (Москва, 23–25 нояб. 2011 г.).URL: https://olden.rsl.ru/datadocs/doc_6555si.pdf (дата обращения:05.06.2020).

22. Паклин А. Г. Электронная доставка документов и МБА на страницах книг, журналов и в интернете // Библиография. 2010. № 1. С. 39–53.

23. Паклин А. Г. Электронная доставка документов и МБА (рекомендательный библиографический указатель) // Межбиблиотечный абонемент и доставка документов – важное средство сохранения и развития единого информационного и культурного пространства государств-участников СНГ : 2-я Междунар. конф. (Москва, 23–25 нояб. 2011 г.).URL: https://olden.rsl.ru/datadocs/doc_6555si.pdf (дата обращения: 20.06.2020).

24. Скарук Г. А. Комфортность поиска в электронном каталоге: современные подходы // Библиотека как феномен культуры: чтение и информационная культура в современном обществе : материалы III Междунар. конгр. (Минск, 21–22 окт. 2015 г.). Минск, 2015. С. 302–308.

25. Скарук Г. А. Средства и методы помощи пользователям электронного каталога в самостоятельном поиске // Труды ГПНТБ СО РАН. 2015. Вып. 8. С. 275–282.

26. Скарук Г. А. Читательский поиск в электронном каталоге: итоги анализа поисковой статистики ГПНТБ СО РАН // Научные и технические библиотеки. 2017. № 12. С. 63–72.

27. Скарук Г. А. Электронный каталог как посредник поискового взаимодействия между автором и читателем // Девятые Макушинские чтения : материалы науч. конф. (Барнаул 15–16 мая 2012 г.). Новосибирск, 2012. C. 356–359.

28. Баженов С. Р., Павлов А. И., Паршиков Р. М. Использование имидж-каталогов в библиотечных технологиях // Труды ГПНТБ СО РАН. 2014.Вып. 7. С. 38–40.

29. Баженов С. Р., Паршиков Р. М., Павлов А. И. Использование имидж-каталогов в библиотечных технологиях: новые результаты // Крым-2018: материалы IV Междунар. проф. форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Судак, 16–24 июня 2018 г.). Москва, 2018. С. 41–48.

30. Баженов С. Р., Красильникова И. Ю., Паршиков Р. М. Усовершенствование функциональности заказов по МБА и ДД в автоматизированной системе ГПНТБ СО РАН // Научные и технические библиотеки. 2017. № 11. С. 91–100.

31. Стукалова А. А. Особенности развития справочно-поискового аппарата библиотек научно-исследовательских учреждений СО РАН // Библиосфера. 2015. № 3. С. 62–68.

32. Стукалова А. А. Проблемы поиска информации в электронных каталогах библиотек различных типов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 63–67. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-63-67.

33. Savolainen R. Information Seeking Processes as Temporal Developments: Comparison of Stage-based and Cyclic Approaches // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2018. Vol. 69, N 6. P. 787–797. https://doi.org/10.1002/asi.24003.

34. Savolainen R. Pioneering models for information interaction in the context of information seeking and retrieval // Journal of Documentation. 2018. Vol. 74, N 5. Р. 966–986. https://doi.org/10.1108/JD-11-2017-0154.

35. Savolainen R. Approaching the affective factors of information seeking: the viewpoint of the information search process model // Information Research. 2015. Vol. 20, N 1.URL: http://www.informationr.net/ir/20-1/isic2/isic28.html#author (дата обращения: 05.06.2020).

36. Behzadi H., Sanatjoo A. Attributional style of emotions and its relationship with users’ search behavior // Journal of Information Science. 2019. Vol. 45, N 1. P. 106–116.

37. Водяха Ю. Е. Стиль академической самоатрибуции студентов-психологов // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-akademicheskoy-samoatributsii-studentov-psihologov (дата обращения: 05.06 2020).

38. Weiner В. An attributional theory of motivation and emotion. New York : Springer-Verlag, 1986. 304 p.

39. Behnert C., Lewandowski D. Known-item searches resulting in zero hits: considerations for discovery systems // Journal of Academic Librarianship. 2016. Vol. 42, N 2. P. 128–134. https://doi.org/10.1016/j.acalib.2016.12.002.

40. Cleverley P. H., Burnett S. Enterprise search and discovery capability: the factors and generative mechanisms for user satisfaction // Journal of Information Science. 2019. Vol. 45, N 1. P. 29–52. https://doi.org/10.1177/0165551518770969.

41. Zhang X., Peng L., Li Q. A review of query suggestion // Qingbao xuebao = Journal of the China Society for Scientific and Technical Information. 2019. Vol. 38, N 4. P. 432–446.

42. Smith C. L., Gwizdka J., Feild H. The use of query auto-completion over the course of search sessions with multifaceted information needs // Information Processing and Management2017. Vol. 53, N 5. P. 1139–1155. https://doi.org/10.1016/j.ipm.2017.05.001.

43. Bellogin A., Castelli P., Cantador I. Statistical biases in information retrival metrics for recommender systems // Information Retrieval. 2017. Vol. 20, N 6. P. 606– 534. https://doi.org/10.1007/s10791-017-9312-z.

44. Колобов О. С., Князева А. А., Турчановский И. Ю. Прототип программной платформы для создания современных библиотечных сервисов // Крым–2019: материалы V Междунар. проф. форума «Книга. Культура. Образование. Инновации» (Судак, 8–16 июня 2019 г.). URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2019/disk/032.pdf (дата обращения: 18.07.2020).


Для цитирования:


Красильникова И.Ю. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕЖБИБЛИОТЕЧНЫХ УСЛУГ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(4):72-81. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-72-81

For citation:


Krasilnikova I.Yu. THE RELATIONSHIP BETWEEN INFORMATION SEARCH AND PROVISION OF INTERLIBRARY SERVICES. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(4):72-81. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-72-81

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)