БИБЛИОТЕКИ КАК КОНСАЛТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ СФЕРЫ БИЗНЕСА
https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104
Аннотация
Информационный консалтинг имеет большое значение для эффективного развития бизнеса. Его появление дает возможность рассуждать о новых тенденциях в управлении и развитии социально-экономических процессов в Азербайджане. Информационное консультирование – это динамичный интерактивный процесс, способствующий проведению обучения и исследований, в котором наряду со специалистами в области информации активно участвуют сотрудники Азербайджанской Национальной библиотеки им. М. Ф. Ахундова. Чтобы всегда оставаться востребованными, библиотекари должны давать эффективные советы и представлять актуальную информацию, поистине должны стать информационными консультантами. Ценность консультанта состоит в активном поддержании информационных потребностей пользователей в процессе непрерывного взаимодействия. Информационный консалтинг превращает бизнес-цели ведущих компаний в инновационные решения. В прошлом информационные консультанты являлись библиотекарями, которые проводили полный опрос клиентов и готовили информацию. Компании приглашали их для поиска информации, труднодоступной для пользователей. Специалисты, обращающиеся к информационным консультантам в настоящее время, просят их содействия в поиске узкоспециальной информации по ключевым темам. Помощь консультанта- библиотекаря необходима в любой области исследований, поскольку у библиотек больше возможностей для проведения информационного сопровождения исследований во всех отраслях знаний. Развитие интернета в библиотеках стимулировало развитие консультационных услуг для различных категорий читателей, что требует от сотрудников библиотеки профессионального владения современными технологиями.
Цель статьи – проанализировать роль библиотек в формировании бизнес- среды и информационного обеспечения в сфере управления и бизнеса, изучить особенности информационного консалтинга в информационном обеспечении специалистов бизнес- среды и определить способы повышения эффективности деятельности библиотек в сфере информационной поддержки бизнес- структур.
Методы исследования. Проанализированы профильные публикации, представлены результаты наблюдений Национальной библиотеки Азербайджана имени М. Ф. Ахундова на основе использования методов структурного анализа, синтеза и интерпретации понятий. Автором также использованы материалы, полученные в процессе анкетирования пользователей библиотеки, представляющих разные отрасли науки.
Результаты. В процессе предоставления информационно- консалтинговых услуг прослеживается тенденция к совершенствованию традиционных информационных продуктов и услуг за счет интеллектуализации информационно-библиотечной деятельности, использования новых технологических подходов и восприятия специалистами библиотек усложняющихся потребительских требований. В целом информационно- консультационная деятельность позволяет библиотечно-информационным учреждениям определять приоритетные виды услуг, исходя из запросов читателей, и на их основе прогнозировать и развивать это направление. Выявление конкретных преимуществ данных услуг, их оценка и мониторинг позволяют библиотеке управлять своей деятельностью, определять направления развития в зависимости от конкретных обстоятельств.
Научная новизна. В статье раскрыта деятельность библиотечных консультационных центров по предоставлению информации учреждениям сферы бизнеса в Азербайджанской Республике. На основе маркетинговых исследований сотрудники Национальной библиотеки Республики могут определить приоритетные виды услуг в соответствии с требованиями читателей и спрогнозировать на их основе направления информационно- консультационной деятельности. Оценка и мониторинг этих услуг позволяет библиотеке управлять своей работой и определять стратегию деятельности в зависимости от текущей ситуации.
Ключевые слова
Об авторе
С. Г. КеримоваАзербайджан
Керимова Севда Гамидовна, докторант
Баку
Список литературы
1. Прокаева О. Н., Резонова В. М. Специфика информационно-консалтинговой деятельности муниципальных библиотек // Муниципалитет: экономика и управление. 2018. № 1. C. 32–36.
2. Бунина Е. Г. Информационно-консалтинговая деятельность библиотек – реалии нашего времени // Румянцевские чтения – 2006 : материалы Междунар. науч. конф. (Москва, 11–13 апр. 2006 г.). Москва, 2006. С. 29–33.
3. Бунина Е. Г. Информационно-консалтинговая деятельность библиотек как новая форма обслуживания пользователей // Библиотечное дело – XXI век. 2007. № 2. С. 120–146.
4. Бунина Е. Г. Использование маркетингового подхода к информационно-консалтинговой деятельности библиотек // Вопросы современной науки и практики. Университет имени В. И. Вернадского. 2008. № 4. URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2008/04g/05g_14.pdf (дата обращения: 05.08.2020).
5. Забелина Н. А. Деловая библиотека как модель информационно-консалтингового центра // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире : V Юбилей. Междунар. конф. «Крым-98» (Судак, 6–14 июня 1998 г.). URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea98/doc1/doc101. html (дата обращения: 05.08.2020).
6. How to be an information consultant // Entrepreneur. URL: https://www.entrepreneur.com/article/41564 (дата обращения: 05.08.2020).
7. Бражникова С. А. Традиции и инновации // Белгородская государственная универсальная научная библиотека. URL: http://www.bgunb.ru/bgunb/professional/bgb/2002/2/article1.html (дата обращения: 05.08.2020).
8. Ананьева Т. Н., Ткалич А. И. Информационный консалтинг : учеб. пособие. Москва : Экономика, 2006. 208 с.
9. Ткалич А. И. Консалтинговый сервис : учеб. пособие. Москва : Альфа-М : ИНФРА-М, 2007. 205 с.
10. Суворова В. Дистанционное консультирование – оперативная помощь специалистам // Библиотека. 2000. № 2. С. 16–18.
Рецензия
Для цитирования:
Керимова С.Г. БИБЛИОТЕКИ КАК КОНСАЛТИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ СФЕРЫ БИЗНЕСА. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(4):100-104. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104
For citation:
Kerimova S.G. LIBRARIES AS CONSULTING CENTERS FOR BUSINESS SECTOR. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(4):100-104. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-100-104