НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (НА ОСНОВЕ ПУБЛИКАЦИЙ)
https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-129-134
Аннотация
Устойчивость системы управления знаниями в условиях динамичных изменений социума объективно зависит от наличия так называемого кода ценностей или культуры. Цели ее функционирования, приоритеты развития, критерии качества и эффективности деятельности внутри этой системы зависят от доминирующей парадигмы и приоритетов в реализации стоящих перед ней задач. Нарастающий поток информации делает принятие управленческих решений все более сложным. Современная научная библиотека – чрезвычайно важный структурный элемент общества знаний, поскольку она, с одной стороны, обеспечивает свободный доступ к информации, достижениям науки и культуры, а с другой – активно участвует в развитии информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также науки и образования. Но для того чтобы быть непосредственной производительной силой, информация должна превратиться в знание. Эта проблема становится весьма острой в контексте общемировой парадигмы – формирования экономики, основанной на знаниях. В связи с этим на новом этапе социальной эволюции возрастает значение общественных институтов, в том числе библиотек, занятых созданием, хранением, обработкой и распространением знаний для их последующего практического применения. Трудно назвать какую-либо базовую структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на информационно- библиотечные ресурсы. Цель статьи – представить краткий обзор публикаций, посвященных выстраиванию системы управления знаниями и месту в ней научной библиотеки.
Ключевые слова
Об авторах
Г. М. ВихреваРоссия
Вихрева Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы
Новосибирск
О. П. Федотова
Россия
Федотова Ольга Павловна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы
Новосибирск
Список литературы
1. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. Москва : ACT, 2004. 668 с.
2. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Москва : Вильямс, 2004. 272 с.
3. Матвеева Е. Ю., Решетникова Е. В. Философия. Краткий тематический словарь : учеб. пособие для вузов по направлению 210400 «Телекоммуникации». Новосибирск, 2006. 184 с.
4. Седякин В. П. Информация и знания // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2009. № 8, вып. 8. С. 180–187.
5. Краткий справочник по философии / сост. Г. В. Петров. Псков, 2004. 52 с.
6. Философия и методология экономики : учеб. пособие / ред. Л. А. Тутов. Москва : МГУ, 2017. 386 с.
7. Федотова О. П. Библиотека и библиотековедение в инфраструктуре экономики знаний // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 3. С. 40–45.
8. Кожевникова Л. А. Библиотека в структуре базовых социально-экономических процессов территории. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2004. 178 с.
9. Макаров В. Л. Теоретико-методологические проблемы экономики знаний // Парадигмы социологии знания: хрестоматия. Москва, 2007. С. 75–79.
10. Производство знаний // Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/120692 (дата обращения: 05.0920).
11. Федоров М. В., Пешина Э. В. Современные концепции производства знаний // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 3. С. 6–12.
12. Касторнова В. А. Некоторые подходы к определению образовательного пространства // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 43–48.
13. Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. Москва, 2002. 221 с.
14. Программа фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период (2010–2035). URL: http://docs.cntd.ru/document/902389469 (дата обращения: 08.09.2020).
15. Вихрева Г. М. Проблемы знания и образования в аксиологической парадигме современной научной библиотеки // Вестник Омского университета. 2013. № 3. С. 170–173.
16. Шрайберг Я. Л. Информационно-документное пространство образования, науки и культуры в современных условиях цифровизации общества. Ежегодный доклад Пятого Международного профессионального форума «Крым–2019» // Научные и технические библиотеки. 2019. № 9. С. 3–55.
17. Rowley J. Knowledge management – the new librarianship? From custodians of history to gatekeepers to the future // Library Management. 2003. Vol. 24, No 8/9. P. 433–440.
18. Гуськов А. Е., Косяков Д. В., Макеева О. В. Матрица задач, ресурсов и компетенций для научных библиотек // Библиосфера. 2019. № 3. С. 35–46.
19. О библиотечном деле : Федер. закон от 29.12.1994 № 78 ФЗ (ред. от 03.07.2016) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5434 (дата обращения: 10. 09.2020).
20. Артемьева Е. Б., Вихрева Г. М., Федотова О. П. Научная библиотека в региональной системе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3583–3593.
21. Чупин Р. А. Классификация, распространение и производство знаний в мировой экономике: теоретическое обобщение // Образование и наука. 2013. № 6. С. 18–32.
Рецензия
Для цитирования:
Вихрева Г.М., Федотова О.П. НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (НА ОСНОВЕ ПУБЛИКАЦИЙ). Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(4):129-134. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-129-134
For citation:
Vikhreva G.M., Fedotova O.P. RESEARCH LIBRARY IN THE SYSTEM OF KNOWLEDGE MANAGEMENT (BASED ON PUBLICATIONS). Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(4):129-134. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2020-4-129-134