Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Удовлетворенность преподавателей Новосибирска библиотечно-информационным обеспечением

https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-53-64

Аннотация

Одной из приоритетных задач, стоящих перед крупнейшими научными библиотеками Новосибирска, является содействие укреплению образовательного потенциала региона, в том числе путем удовлетворения информационных потребностей преподавательского состава вузов. С целью выявления уровня удовлетворенности таких запросов проведено исследование характера обращений преподавателей к ресурсам Государственной публичной научно-технической библиотеки (ГПНТБ СО РАН) и Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ).
Проанализированы информационные потребности преподавателей исходя из должностных обязанностей и требований к знаниям по «Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих». Все преподаватели были разделены на три категории: доктора наук, кандидаты наук, преподаватели без ученой степени. Анализ статистики ГПНТБ СО РАН показал, что среди преподавателей, записавшихся в библиотеку в период с 2016 по 2021 г., доля кандидатов наук составляет 47,9 %, докторов наук среди преподавателей – пользователей библиотеки – 9,6 %. Что касается специальностей, основной процент читателей-преподавателей являются представителями гуманитарных (43 %), технических (16 %) и экономических (11 %) наук. При рассмотрении спроса мы выяснили, что информационная потребность удовлетворяется с помощью книжных изданий, среди которых особо выделяются учебные пособия. Около 30,5 % выданных преподавателям книг – издания до 1991 года выпуска.
Потребность в информации о своей предметной области – это один из основных факторов, который приводит преподавателей в библиоеку. Статистика показала, что чаще всего к электронным ресурсам обращаются кандидаты наук, также среди этой категории преподавателей зафиксирован самый высокий спрос на выставки, открытые фонды, справки, ксерокопирование и услуги интернет-класса.
В целом мы можем говорить о довольно высоком уровне удовлетворенности потребности в информации о предметной области. Средний уровень удовлетворенности – потребность в информации о методике преподавания предмета и в информации общепедагогического характера. Низкий уровень – потребность в информации, связанной с организацией образовательной системы.

Об авторах

И. Г. Лакизо
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Лакизо Ирина Геласиевна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории наукометрии

Новосибирск



В. Г. Деев
Новосибирская государственная областная научная библиотека (НГОНБ)
Россия

Деев Владимир Геннадьевич, кандидат исторических наук, заместитель директора по научной и библиотечной работе

Новосибирск



М. Ч. Куулар
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Куулар Марта Чечен-ооловна, младший научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы

Новосибирск



Список литературы

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2004. 345 с.

2. Косоногов Ф. В. Спрос и его роль в категориях потребности и потребления // Пространство экономики. 2006. № 1. С. 65–69.

3. Taylor R. S. Question-negotiation and information seeking in libraries // College & Research Libraries. 1968. Vol. 29, № 3. Р. 178–194. DOI: doi.org/10.5860/crl_29_03_178 (дата обращения: 13.09.2021).

4. Евтюхина Е. А. Исследование адекватности читательского спроса информационной потребности // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар, 2019. С. 67–72.

5. Файбусович В. Л. Сущность и механизм формирования профессиональных информационных потребностей // Исследование профессиональных информационных потребностей. Москва, 1973. Вып. 5/6. С. 5–22.

6. Лаврик О. Л., Калюжная Т. А., Плешакова М. А., Юдина И. Г., Павлова Л. П., Базылева Е. А., Федотова О. А., Вахрамеева З. В. Анализ информационных потребностей специалистов и ученых СО РАН // Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2018. № 1. С. 15–25.

7. Коготков С. Д. Формирование информационных потребностей // Научно-техническая информация. Серия 2. Информационные процессы и системы. 1986. № 2. С. 1–6.

8. Шум Ю. С. Влияние социально-экономических факторов на формирование информационных потребностей // Исследование профессиональных информационных потребностей. Москва, 1973. Вып. 5/6. С. 23–31.

9. Карташов Н. С. Факторный анализ потребности специалистов в библиотечных ресурсах // Научные библиотеки Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 1972. Вып. 12. С. 5–59.

10. Каминская О. В., Сергеева Н. В. Информационная культура как составляющая профессионализма преподавателя истории культуры // Вестник Луганского национального университета имени Владимира Даля. 2018. № 9. С. 83–89.

11. Дидыч А. А. Изучение информационных потребностей педагогов как фактор повышения качества образования // Культура и время перемен. 2016. № 2. URL: http://timekguki.esrae.ru/29-173 (дата обращения: 13.09.2021).

12. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» : приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 N 761н с изм. и доп. от 31.05.2011 // Гарант.ру : информационно-правовой портал. URL: base.garant.ru/199499/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 13.09.2021).

13. Потепалова Н. В. Информационные потребности преподавателя учебной дисциплины «Социальные коммуникации» // Преподаватель как субъект и объект информационно-образовательной среды вуза : ХLIII науч.-метод. конф. преподавателей, аспирантов и сотрудников. Самара, 2016. С. 282–284.

14. Сведения о численности профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/633/633c224c3057f3556c06de1b4214ba3b.csv (дата обращения: 13.09.2021).

15. Кадровое обеспечение образовательной программы Направление: 01.03.03 Механика и математическое моделирование Направленность (профиль): Механика и математическое моделирование. URL: www.nsu.ru/upload/iblock/58d/01.03.03_Механика%20и%20математическое%20моделирование.pdf (дата обращения: 13.09.2021).


Рецензия

Для цитирования:


Лакизо И.Г., Деев В.Г., Куулар М.Ч. Удовлетворенность преподавателей Новосибирска библиотечно-информационным обеспечением. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(4):53-64. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-53-64

For citation:


Lakizo I.G., Deev V.G., Kuular M.Ch. Satisfaction of Novosibirsk faculty with library and information support. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(4):53-64. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-53-64

Просмотров: 649


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)