Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: структура, возможности применения
https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-75-79
Аннотация
Рассматриваются вопросы разработки профессионального стандарта «Специалист по библиотечно-информационной деятельности» как нормативно-технологического документа, регулирующего процессы развития и использования кадрового потенциала отрасли. Раскрывается актуальность документа в контексте современных задач, стоящих перед библиотечно-информационной сферой.
Анализируются концептуально-методологические подходы к разработке стандарта и определению его функциональных границ. Отмечаются особенности разработки линейки профессиональных стандартов по библиотечно-информационной деятель- ности на основе дифференцированного подхода. Обосновывается целесообразность интегрированного подхода как более рационального в сложившихся условиях профессиональной стандартизации библиотечно-информационной деятельности. Представлена функционально-логическая структура профстандарта, которая соотнесена с функциональной структурой отрасли. Приводится семантический ряд, положенный в основу декомпозиции документа. Дается перечень обобщенных трудовых функций с обоснованием определения в качестве заглавной – «Библиотечно-информационное обслуживание пользователей». Обосновывается также выделение в качестве самостоятельных трудовых функций библиотечно-информационное обслуживание детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья; формирование и продвижение краеведческих библиотечно-информационных ресурсов.
Подчеркивается важность представления в профстандарте трудовых действий и умений в области информационно-аналитической деятельности библиотек, в частности – проверка на заимствования, проведение библиометрического анализа и мониторинга, работа с ресурсами открытого доступа.
Указывается на важность сопряжения информационно-технологической и гуманитарной составляющих в перечне необходимых знаний современного библиотекаря. Приводятся наименования новых должностей библиотечных специалистов, требования к их образованию, обучению и опыту работы. В заключении определяется роль профессионального стандарта как основы для аттестации библиотечных кадров, развития их профессиональных компетенций и уровня квалификаций.
Обосновано, что профессиональный стандарт – это инструмент рационального использования библиотечного персонала, совершенствования всех звеньев системы непрерывного библиотечно-информационного образования и реализации государственной кадровой библиотечной политики.
Об авторе
Т. Я. КузнецоваРоссия
Кузнецова Татьяна Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент, эксперт Управления научной работой; ведущий специалист Центра мониторинга образовательных программ
Москва
Список литературы
1. Кузнецова Т. Я. Дополнительное профессиональное библиотечно-информационное образование: концептуально-методологические основы и механизмы формирования // Научные и технические библиотеки. 2018. № 5. С. 25–35.
2. Волошина И. А., Прянишникова О. Д., Клинк О. Ф., Зайцева О. М., Новиков П. Н. Методические рекомендации по формированию содержания профессиональных стандартов. Москва : Перо, 2020. 28 с.
3. Кузнецова Т. Я. Профессиональная стандартизация библиотечно-информационной деятельности: концептуальные подходы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2020. № 6. С. 144–150.
4. Кузнецова Т. Я. Современная библиотека и будущее: точки роста // Современная библиотека. 1917. № 7. С. 8–13.
Рецензия
Для цитирования:
Кузнецова Т.Я. Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»: структура, возможности применения. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(4):75-79. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-75-79
For citation:
Kuznetsova T.Ya. Professional standard «Specialist in library and information activities»: structure, possible application. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(4):75-79. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-4-75-79