Организация непрерывного образования библиотечного персонала в электронной среде
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-42-50
Аннотация
Цель статьи – представить используемый Дальневосточной государственной научной библиотекой (ДВГНБ) комплексный подход к непрерывному профессиональному образованию библиотечных специалистов в цифровой среде, раскрыть факторы, влияющие на количественные и качественные показатели в этой сфере, обозначить проблемные и позитивные моменты по итогам деятельности за 2017–2021 гг. Основное внимание уделяется системе непрерывного образования персонала общедоступных библиотек в Хабаровском крае, тесно связанной с деятельностью Центра профессионального развития на базе ДВГНБ, основанного в 2002 г. при поддержке ГПНТБ СО РАН и получившего первую на Дальнем Востоке лицензию на ведение образовательной деятельности библиотечного учреждения в 2004 г. Рассматриваются лицензированные программы повышения квалификации библиотечных специалистов края, краткосрочное обучение в рамках неформального образования 1 , информационно-методическое сопровождение образовательной деятельности (генерация информационных ресурсов в современных форматах по актуальным направлениям деятельности библиотек, разработка сетевых образовательных проектов, нацеленных на повышение профессионального уровня персонала ДВГНБ и муниципальных образований Хабаровского края, сопровождение конкурсов профессионального мастерства, анализ деятельности библиотек). В условиях формирования цифрового пространства усилия ДВГНБ направлены на взаимодействие с библиотеками-партнерами, поставщиками информационных ресурсов, обновление педагогического инструментария с акцентом на компетентностный подход, расширение перечня образовательных программ, внедрение дистанционного обучения по дополнительным профессиональным программам, предоставление открытого доступа к оцифрованным образовательным ресурсам.
Об авторе
Л. Б. КиселёваРоссия
Киселeва Людмила Борисовна, научный сотрудник отдела научно-исследовательской и научно-методической
работы
Хабаровск
Список литературы
1. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (Пермь, апр. 2015 г.). Пермь, 2015. С. 38–41.
2. Хабаровская краевая библиотека (путеводитель) / сост. Ф. Е. Кравченко. Хабаровск : Изд. Хабар. краев. б-ки,1948. 64 с.
3. Киселева Л. Б. О Центре профессионального развития на базе ДВГНБ // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2002. № 3. С. 16–20.
4. Артемьева Е. Б., Мандринина Л. А. Информационно-методическое сопровождение библиотечной деятельности: опыт Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук // Вестник культуры и искусств. 2019. № 3. С. 7–18.
5. Библиотечные кадры. Непрерывное образование персонала библиотек // Общедоступные библиотеки Хабаровского края в 2011 году: анализ деятельности. Хабаровск, 2012. С. 29–34.
6. ДВГНБ — центр профессионального образования библиотечных специалистов Хабаровского края // Общедоступные библиотеки Хабаровского края в 2012 году: анализ деятельности. Хабаровск, 2014. С. 53–62.
7. Дежина В. И. Непрерывное образование библиотечных работников в условиях реформирования методической работы. Тематика и формы проведения семинаров // Библиотечная орбита. Хабаровск, 2001. Вып. 2. С. 83–107.
8. Киселева Л. Б. Виртуальный аудиожурнал для специалистов общедоступных библиотек «Методический сотейник» // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2020. № 3. С. 124–133.
9. Киселева Л. Б. Методическая служба онлайн (по результатам мониторинга общедоступных библиотек Хабаровского края) // Библиотечная орбита. 2021. Вып. 30. С. 5–14.
10. Новак М., Баран П.-А. Включение библиотек в стратегии развития // Библиотечное дело за рубежом – 2018 : сб. аналит. и справ. материалов. Москва, 2019. С. 126–139.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Киселёва Л.Б. Организация непрерывного образования библиотечного персонала в электронной среде. Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(1):42-50. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-42-50
For citation:
Kiseleva L.B. Organization of lifelong education of library staff in the electronic environment. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(1):42-50. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-42-50