Библиотеки США в поисках эталонной модели справочного обслуживания
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-65-71
Аннотация
Статья посвящена эволюции моделей справочного обслуживания в библиотеках США начиная с разработки теоретической концепции в начале ХХ в. и заканчивая инновационными моделями современности. Цель – рассмотреть основные подходы к организации справочного обслуживания, дать характеристику наиболее распространенных его моделей и описать примеры их практической реализации в публичных и университетских библиотеках США. Показано, как сотрудники справочных служб библиотек пытаются переосмыслить, переоснастить, модернизировать справочные службы при помощи экспериментов и инициатив по информационному взаимодействию с пользователями. Отмечено, что главным «камнем преткновения» на пути к идеальной модели справочного обслуживания является справочное бюро (reference desk). Ряд исследователей полагает, что с увеличением объема доступной информации и технологических инноваций прежняя организационная модель препятствует эффективному использованию библиотечного персонала. Разработка концепции справочного обслуживания, способной обеспечить инновационную конкурентную позицию, отвечающую будущим ожиданиям пользователей справочно-библиографических услуг, продолжает оставаться ключевой задачей в эпоху цифровизации.
Об авторе
М. Ю. НещеретРоссия
Нещерет Марина Юрьевна,кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе
Москва
Список литературы
1. Стукалова А. А. Функциональность электронного каталога: требования российских и зарубежных пользователей // Научные и технические библиотеки. 2020. № 8. С. 63–84. DOI 10.33186/1027-3689-2020-8-63-84.
2. Green S. S. Personal relations between librarians and readers // Library Journal. 1876. Vol. 1. P. 74–81.
3. Frank D. G., Calhoun K. L., Henson W. B., Madden M. L., Raschke G. K. The changing nature of reference and information services // Reference and User Services Quarterly. 1999. Vol. 39, no. 2. P. 151–157.
4. Oud J., Genzinger P. Aiming for service excellence: implementing a plan for customer service quality at a blended service desk // Journal of Access Services. 2016. Vol. 13. P. 112–130. DOI: 10.1300/J120v27n58_15.
5. Campbell J. D. Getting comfortable with change: a new budget model for libraries in transition // Library Trends. 1994. Vol. 42. P. 448–459.
6. Ferguson Ch. «Shaking the conceptual foundations», too: integrating research and technology support for the next generation of information service // College & Research Libraries. 2000. Vol. 61, no. 4. P. 300–311. DOI: https://doi.org/10.5860/crl.61.4.300.
7. Weak E., Luo L. Collaborative virtual reference service: lessons from the past decade // Advances in Librarianship. 2013. Vol. 37. P. 81–112. DOI: 10.1108/ S0065-2830(2013)0000037008.
8. Massey-Burzio V. Reference encounters of a different kind : a symposium // Journal of Academic Librarianship. 1992. Vol. 18, no. 5. P. 276–286.
9. Еременко Т. В. Современные информационные технологии в университетских библиотеках США. Рязань, 2001. 119 с.
10. Nassar A. An evaluation of the Brandeis model of reference service at a small academic library // The Reference Librarian. 1997. Vol. 27. P. 163–176. DOI: https://doi.org/10.1300/J120v27n58_15.
11. Gardner G. Tiered reference: the new landscape of the frontlines electronic // Journal of Academic and Special Librarianship. 2006. Vol. 7, no. 3. P. 1–6. URL: http://southernlibrarianship.icaap.org/content/v07n03/gardner_s01.htm (дата обращения: 21.02.2022).
12. Шкловский В. Б. Книги, прочитанные много раз // Альманах библиофила. Москва, 1973. Вып. 1. С. 20–23.
13. Martell Ch. R. The client-centered academic library: an organizational model. Westport : Greenwood Press, 1983. ХII, 136 p. (Contributions in librarianship and information science; no. 42).
14. Tyckoson D. A., Dove J. G. Reimagining reference in the 21st century. West Lafayette : Purdue Univ. Press, 2015. VI, 401 p.
15. Daniel A. Best practices in roving reference services: six steps for success // Sabol College & Research Libraries News. 2019. Vol 80, no. 1. P. 46–47. DOI: https://doi.org/10.5860/crln.80.1.46.
16. Cimpl K. Clinical medical librarianship: a review of the literature // Bulletin of the Medical Library Association. 1985. Vol. 73, no. 1. P. 21–28.
17. Farkas M. G. Get Out of the Library: embedding librarians in our communities // American Libraries Magazine. 2018. May, 1. URL: https://americanlibrariesmagazine.org/2018/05/01/embedded-librarians-get-out-library (дата обращения: 22.02.2022).
18. Arndt T. S. Reference service without the desk // Reference Services Review. 2010. Vol. 38. P. 71–80
19. Miles D. B. Shall we get rid of the reference desk // Reference and User Services Quarterly. 2013. Vol. 52. P. 320–333. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.52n4.320.
20. Bennett J. L., Stout T. L. Changing the service model: utilizing tutor center models for reference desk redesign // Public Services Quarterly. 2021. Vol. 17, no. 4. P. 248–255. DOI: https://doi.org/10.1080/15228959.2021.1969311.
21. Weber J. E., Bowron Ch. R. The evolving reference desk: if we scrap it, then what? // Tennessee Libraries. 2019. Vol. 69, № 2. URL: https://www.tnla.org/page/69_2_Weber (дата обращения: 23.02.2022).
22. Rethinking reference for academic libraries: innovative developments and future trends / eds.: C. Forbes, J. Bowers. London : Rowman & Littlefield, 2014. 262 p.
Рецензия
Для цитирования:
Нещерет М.Ю. Библиотеки США в поисках эталонной модели справочного обслуживания. Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(1):65-71. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-65-71
For citation:
Neshcheret M.Yu. US libraries in search for a standard model of reference services. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(1):65-71. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-65-71