Справочное обслуживание в университетских библиотеках: союз науки и образования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-61-67
Аннотация
Рассматриваются основные вопросы, связанные с организацией справочного обслуживания в университетских библиотеках мира в рамках деятельности традиционного справочного бюро и виртуальной справочной службы. Реализация концепции цифрового справочного обслуживания требует от сотрудников справочных служб высокого профессионализма, экспертных знаний цифровых инструментов и методов работы с ними. Развитие информационных технологий меняет формат общения библиографа с пользователем. Традиционное справочное обслуживание дополняется специализированной исследовательской помощью в соответствии с научно-исследовательской практикой вузов. Предоставление виртуальных справочных услуг в режиме реального и отложенного времени, цифровая трансформация библиотек, привлечение к справочному обслуживанию чат-ботов и других «умных» систем являются актуальными темами в библиотечной теории и практике.
Поворотным моментом в эволюции справочного обслуживания стала стратегическая инициатива университетских библиотек по дистанционному обучению и дополнительному профессиональному образованию. В связи с возрастанием образовательной миссии университетских библиотек в профессиональной библиотечной среде активно обсуждается вопрос о роли информационного куратора, которую может принять на себя библиограф. Библиотекари справочных служб, наряду с другими информационными специалистами, формируют исследовательское и образовательное пространство библиотеки. Статья написана на основе результатов анализа публикаций в зарубежной профессиональной периодике.
Об авторе
Ю. В. ЛуневаРоссия
Лунева Юлия Викторовна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
ул. Воздвиженка, 3/5, Москва, 119019, Россия
Конфликт интересов:
нет
Список литературы
1. Kollen C., Shawa W., Larsgaard M. Cartographic citations: a style guide. 2nd ed. Chicago : Map and Geography Round Table, Amer. Libr. Assoc., 2010. 32 p. URL: https://www.lib.cam.ac.uk/collections/departments/maps/links/referencing (accessed 11.03.2023).
2. Sobel К. Promoting library reference services to firstyear undergraduate students: what works? // Reference & User Services Quarterly. 2009. Vol. 48, № 4. Р. 362–371. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.48n4.362.
3. Brunsting M. Reference staffing: common practices of medium-sized academic libraries // Journal of Interlibrary Loan, Document Delivery & Electronic Reserve. 2008. Vol. 18, № 2. Р. 157–158.
4. Lambaria K., Dougan Johnson K. Changing the venues but not changing our tune: service model transition at a music and performing arts library // Reference & User Services Quarterly. 2019. Vol. 59, № 1. P. 31–43. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.59.1.7223.
5. Lewey T. D, Moody-Goo H. Designing a meaningful reference and instruction internship: the MLIS student perspective // Reference & User Services Quarterly. 2018. Vol. 57, № 4. P. 238–241. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.57.4.6699.
6. Hussien F. R. M., Mokhtar W. N. H. W. The effectiveness of reference services and users’ satisfaction in the academic library // International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development. 2018. Vol. 7, № 3. Р. 327–337.
7. Wang H., Tang Y., Knight С. Contemporary development of academic reference librarianship in the United States: a 44-year content analysis // The Journal of Academic Librarianship. 2010. Vol. 36, № 6. Р. 489–494.
8. Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеках – это уже реальность // Библиосфера. 2019. № 2. С. 19–25.
9. Столяров Ю. Н. Искусственный интеллект и книжная библиотечная отрасль: направления разработки проблемы // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 17–34. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-1-17-34.
10. Нещерет М. Ю. Библиотеки США в поисках эталонной модели справочного обслуживания // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 1. С. 65–71. DOI: https://doi.org/:10.20913/2618-7515-2022-1-65-71.
11. Saunders L. The reality of reference: responsibilities and competencies for current reference librarians // Public Services Quarterly. 2012. № 8. Р. 114–135.
12. Сукиасян Э. Р. Цифровая, компьютерная, виртуальная, или электронная библиотека [из выступл. в Дискуссионном клубе «Термин»] // Научные и технические библиотеки. 2000. № 6. С. 116–118.
13. Артемьева Е. Б., Минаков А. Г. LIBWAY-2022: итоги и перспективы // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 1. С. 7–15. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-1-7-15.
Рецензия
Для цитирования:
Лунева Ю.В. Справочное обслуживание в университетских библиотеках: союз науки и образования. Труды ГПНТБ СО РАН. 2023;(2):61-67. https://doi.org/10.20913/2618-7515-61-67
For citation:
Luneva Yu.V. Reference Services in University Libraries: the Union of Science and Education. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2023;(2):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-61-67