Среднестатистический «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-62-72
Аннотация
Цель статьи: актуализировать представление о степени удовлетворенности читателей крупнейшего за Уралом информационного учреждения – Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) – организацией работы и качеством предоставляемых библиотечно-информационных услуг.
Сбор данных для исследования проводился в 2023 г. методом очного анкетирования. Вопросы анкеты позволяли респондентам оценивать работу библиотеки в баллах, а также выражать свое мнение более развернуто. Полученные ответы анализировались на количественном и качественном уровнях. Результаты опроса, имеющие числовое выражение, дали общую картину читательских предпочтений и степени их удовлетворенности услугами библиотеки. Качественный анализ развернутых отзывов респондентов способствовал более глубокому пониманию сути высказанных мнений. На основании полученных данных было установлено, что читатели ГПНТБ СО РАН в целом высоко оценивают ее фонд и профессиональные качества сотрудников, считают комфортными условия пребывания в библиотеке. Тем не менее претензии, высказанные респондентами относительно электронных каталогов, сайта библиотеки, системы информирования об имеющихся услугах и сервисах, требуют оперативной реакции соответствующих библиотечных подразделений. Итоги исследования позволили получить «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН, обозначить сильные и слабые стороны в работе с ним и сформулировать предложения для решения ряда выявленных проблем и определить шаги по совершенствованию системы обслуживания в библиотеке.
Ключевые слова
Об авторах
Г. М. ВихреваРоссия
Вихрева Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник отдела научно-исследовательской и методической работы
ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
М. А. Шевченко
Россия
Шевченко Мария Анатольевна – младший научный сотрудник отдела научноисследовательской и методической работы, зав. отделом обслуживания читателей
ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
Список литературы
1. Чернышева Е. А. Гендерные аспекты библиотечной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2008. № 58. С. 325–328.
2. Есина Т. А. Социальное портретирование как метод изучения читателей библиотек : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010. 23 с.
3. Ялышева В. В., Степанова А. С. Чтение и библиотечное обслуживание: исследовательская деятельность российских библиотек // Библиосфера. 2007. № 3. С. 3–11.
4. Кожевникова Л. А. Библиотека и читатели в контексте концепции устойчивого развития // Читатель в контексте концепции устойчивого развития региона. Новосибирск. 1996. C. 8–14.
5. Подкорытова Н. И., Вихрева Г. М., Федотова О. П., Шевченко М. А. Новые тенденции использования фонда ГПНТБ СО РАН в системе обслуживания читателей // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 4. С. 25–35. DOI: 10.20913/2618-7515-2022-4-25-35.
6. Вихрева Г. М., Махотина Н. В., Федотова О. П. Фонд малоиспользуемых изданий ГПНТБ СО РАН в системе обслуживания читателей // Труды ГПНТБ СО РАН. 2023. № 1. С. 38–45. DOI: 10.20913/2618-7515-2023-1-38-45.
7. Дворкина М. Я. «Новое» как характеристика библиотечно-информационной деятельности // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 5. С. 496–502. DOI: 10.25281/0869-608X-2017-66-5-496-502.
8. Ахмадова Ю. А. Система менеджмента качества библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 264 с.
9. Столяров Ю. Н. Критерий оценки библиотечного обслуживания : учеб. пособие. Москва : МГИК, 1982. 79 с.
10. Тархова Е. В. Менеджмент качества в библиотечном обслуживании (по материалам анкетирования пользователей ТОУНБ имени А. С. Пушкина) // Библиотека: исторический аспект и современное состояние : материалы науч.-практ. конф. : (к 175-летию основания Тамбов. обл. универс. науч. б-ки им. А. С. Пушкина). Тамбов, 2005. С. 35–43.
11. Тикунова И. П. Измерение качества библиотечных услуг – актуальная проблема современности // Библиотеки и просвещение в области прав потребителей : материалы 3-го Всерос. науч.-практ. семинара, Москва, 15–16 нояб. 2007 г. Москва, 2008. С. 74–81.
12. Брофи П. Оценка деятельности библиотек: принципы и методы. Москва : Омега-Л, 2010. 357 с.
13. Есина Т. А. Элементы социального портретирования в исследовании читательской аудитории в XIX – начале XXI в. // Вестник ТГУ. 2009. Вып. 3. C. 59–66.
14. Гараева Л. А., Зайцева Т. Б. Аватар читателя городской библиотеки // Libri Magistri. 2019. № 1. С. 102–118.
15. Маурина С. В. К вопросу об определении понятия «читательское поведение» // Череповецкие научные чтения – 2014 : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (11–12 нояб. 2014 г.). Череповец, 2015. Ч. 2. С. 156–157.
Рецензия
Для цитирования:
Вихрева Г.М., Шевченко М.А. Среднестатистический «портрет» современного читателя ГПНТБ СО РАН. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(1):62-72. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-62-72
For citation:
Vikhreva G.M., Shevchenko M.A. The Average “Portrait” of SPSTL SB RAS Contemporary Reader. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(1):62-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-62-72