Советская библиотечная политика по организации взаимодействия науки и общества в 1920–1930-х гг.
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-71-79
Аннотация
Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.
Ключевые слова
Об авторе
Е. А. ПлешкевичРоссия
Плешкевич Евгений Александрович -доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник
ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье
Список литературы
1. Безвесельная З. В. Роль общественных наук в современном мире // Концептуал : сб. науч. тр. каф. Философии и истории. Москва, 2016. Вып. 2. С. 141–144.
2. Дубин Б. В., Зоркая Н. А. Чтение в России – 2008. Тенденции и проблемы. Москва : Межрегион. центр библ. сотрудничества, 2008. 80 с.
3. Лаврик О. Л., Курмышева Л. К. Продвижение научных знаний и точки пересечения с библиотекой // Идеи и идеалы. 2023. Т. 15, № 1, ч. 2. С. 291–311. DOI: https://doi.org/10.17212/2075-0862-2023-15.1.2-291-311.
4. Плешкевич Е. А. К истории формирования просветительской концепции библиотечного дела // Научно-техническая информация. Серия 1, Организация и методика информационной работы. 2023. № 6. С. 33–41.
5. Плешкевич Е. А. Государственно ориентированная советская модель библиотечного обеспечения коммуникации науки и общества // Библиосфера. 2023. № 1. С. 7–13. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-7-13.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. Москва : Госполитиздат, 1958–1965.
7. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. В 90 т. Москва : Худож. лит., 1928–1958.
8. Виноградов Ал. Пропаганда электрификации и научно-технический клуб профсоюзов (Доклад VIII-му Всероссийскому электротехническому съезду). Москва, 1921. 30 с.
9. Фельдман Г. Пропаганда электрификации // Коммунистическая революция. 1923. № 12. С. 44–64.
10. Население России в XX веке : ист. очерки. В 3 т. Т. 1: 1900–1939 / Рос. акад. наук, Отд-ние истории, Науч. совет по ист. демографии и ист. географии, Ин-т рос. истории ; отв. ред. Ю. А. Поляков, В. Б. Жиромская. Москва : РОССПЭН, 2000. 463 с.
11. Библиотечное дело: руководство для устройства и содержания в порядке общественных, земских, школьных и частных библиотек. Ч. 4. Управление: устав, инструкции, наиболее важные вопросы управления: задачи библиотеки, выписка книг, библиотекарь и пр. / сост. В. Н. Васильевым. Санкт-Петербург ; Москва : Т-во М. О. Вольф, 1912. 143 с.
12. Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. 3-е изд., перераб. и доп. Москва : Книга, 1980. 352 с.
13. Глазков М. Н. Государственная библиотечная политика в Советской России в контексте истории массовых библиотек (1925 – май 1941). Москва : Пашков дом, 2016. 271 с.
14. Труды Первого Библиотечного съезда РСФСР, 1–7 июля 1924 г. : избр. материалы / сост. С. А. Басов, И. Н. Качковская. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2015. 304 с.
15. Крупская Н. К. Педагогические сочинения. В 10 т. Москва : Изд-во Акад. пед. наук, 1957–1963.
16. Чубарьян О. Профиль комплектования библиотек тяжелой промышленности // Техническая книга. 1939. № 4. С. 24–27.
17. Ривлин Я. В. Методические течения в области истории библиотековедения (опыт социологического обзора) // Читатель и книга. Методы их изучения : сб. ст. Я. В. Ривлина, Н. А. Рубакина и Б. О. Боровича. Харьков, 1925. С. 5–36.
18. Глазков М. Н. Начало возрождения массовой библиотечной деятельности в СССР (1925–1929 гг.) // Культура: теория и практика. 2023. Вып. 1. URL: http://theoryofculture.ru/issues/129/1591/ (дата обращения: 10.10.2023).
19. Бухгольц В. На заводе «Каучук» // Техническая книга. 1937. № 12. С. 29–30.
20. Абрамов К. И. История библиотечного дела в России : учеб.-метод. пособие для студентов, преподавателей и библиотекарей-практиков. В 2 ч. Москва : Либерея, 2000–2001.
21. Плешкевич Е. А. Советская библиотечная политика в исследованиях К. И. Абрамова: к 100-летию со дня рождения // Вестник культуры и искусств. 2020. № 1. С. 19–27.
22. Плешкевич Е. А. Вклад К. И. Абрамова в развитие методологии истории библиотечного дела: историческая реконструкция // Библиосфера. 2020. № 2. С. 3–13. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2020-2-3-13.
23. Литовская М. А. Литература в школе и российский литературоцентризм // Филологический класс. 2013. № 3. С. 7–10.
24. 4 Наталин Ш. Писатели и читатели // Коммунистическая революция. 1934. № 8. С. 67–70.
25. Плешакова М. А. Роль библиотеки в коммуникации науки и общества // Труды ГПНТБ СО РАН. 2022. № 2. С. 20–27. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20-27.
Рецензия
Для цитирования:
Плешкевич Е.А. Советская библиотечная политика по организации взаимодействия науки и общества в 1920–1930-х гг. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(2):71-79. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-71-79
For citation:
Pleshkevich E.A. Soviet Library Policy on the Organization of Interaction between Science and Society in the 1920s–1930s. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(2):71-79. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-71-79