Участие центральной научной библиотеки региона в образовательном процессе вузов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-90-98
Аннотация
Появление новых каналов информации и методов распространения научных публикаций, активное развитие цифровых технологий меняют задачи, формы работы научных библиотек, которые формируют документные и информационные ресурсы и располагают богатым опытом работы в области удовлетворения информационных потребностей представителей научно-образовательного комплекса. Направления деятельности научных библиотек дополняются за счет целевого обучения пользователей основам информационной культуры.
В научных библиотеках – библиотеках вузов и центральных научных библиотеках субъектов РФ – большое внимание уделяется обслуживанию студентов. Изменение образовательной модели, усиление самообразовательного компонента в учебном процессе вуза, возрастание значения информационной культуры личности преобразует статус научных библиотек: из элемента информационной инфраструктуры библиотека превращается в субъект образовательной деятельности, взаимодействуя с факультетами и кафедрами на принципах партнерства.
Цель статьи – представить результаты исследования информационного поведения студентов Челябинска, использующих в своей работе, наряду с информационными ресурсами вузовских библиотек, документно-информационные ресурсы Челябинской государственной универсальной научной библиотеки, и определить направления сотрудничества центральной региональной научной библиотеки с учреждениями высшего профессионального образования.
Ключевые слова
Об авторе
Г. А. ШарпиловаРоссия
Шарпилова Галина Алексеевна, начальник отдела обслуживания читателей; аспирант
ул. Советская, 6, Новосибирск, 630007; ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье
Список литературы
1. Гендина Н. И. Образовательная функция библиотеки в информационном обществе и готовность библиотечных кадров к ее реализации: проблемы содержательного наполнения ГОС ВПО третьего поколения // Школьная библиотека. 2011. № 6/7. С. 83–88.
2. Долгова Н. Ю. Роль библиотеки в современном образовательном процессе (на примере НБ НГУЭУ) // Библиотека в пространстве современной культуры : сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Новосибирск, 20 мая 2020 г.). Новосибирск, 2020. С. 8–14.
3. Буевич Г. А. Библиотеки высших учебных заведений в системе информационно-образовательного пространства крупного провинциального города (по материалам города Барнаула) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2003. 18 с.
4. Паршукова Г. Б. Системообразующая роль библиотек в образовательном пространстве как элемент библиотечной инновации // Современные библиотеки в инновационном образовательном процессе : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (16–17 окт. 2003 г.). Тюмень, 2004. C. 8–14.
5. Галактионова С. П. Документные ресурсы вузовских библиотек как компонент образовательно-информационного пространства территории : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2004. 20 с.
6. Коморовская Т. В. Библиотека вуза в условиях трансформации системы высшего профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2005. 23 с.
7. Зеленцова Е. В. Оптимизация деятельности вузовской библиотеки в условиях образовательного пространства удаленного региона : автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2007. 22 с.
8. Сергеева С. А. Библиотека в информационно-образовательной среде вуза: современное состояние и перспективы (на материале технических университетов) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2008. 23 с.
9. Артемьева Е. Б., Вихрева Г. М., Федотова О. П. Научная библиотека в региональной системе профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10, № 1. С. 3583–3593.
10. Артемьева Е. Б., Вихрева Г. М., Федотова О. П. Научная библиотека в контексте гуманитаризации высшего профессионального образования // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11, № 1. С. 45–54.
11. Подкорытова Н. И., Лакизо И. Г. Библиотека как компонент образовательного и культурного потенциала территории // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 43. С. 305–318.
12. Вихрева Г. М., Подкорытова Н. И. Библиотека и мегаполис: диалог в современном гуманитарном пространстве // Гуманитарные науки в Сибири. 2021. Т. 28, № 4. С. 99–102.
13. Кудрина Е. Л., Бычков Л. Д., Заруба Н. А. Роль библиотеки как социального института в условиях трансформации российского общества // Научные и технические библиотеки. 2022. № 7. С. 52–68. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-7-52-68.
14. Шарпилова Г. А. Библиотечно-информационное обслуживание специалистов крупного промышленного города в условиях развития цифровой среды // Двенадцатые Макушинские чтения : материалы Междунар. науч. конф. (Тюмень, 25–27 мая 2021 г.). Новосибирск, 2021. С. 440–447.
15. Шарпилова Г. А., Артемьева Е. Б. Изучение информационных потребностей пользователей центральной научной библиотеки крупного промышленного города для оптимизации ее документно-ресурсной базы // Научные и технические библиотеки. 2023. № 1. С. 51–68. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-1-51-68.
Рецензия
Для цитирования:
Шарпилова Г.А. Участие центральной научной библиотеки региона в образовательном процессе вузов. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(2):90-98. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-90-98
For citation:
Sharpilova G.A. Participation of the Central Regional Scientific Library in the Educational Process of Universities. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(2):90-98. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-90-98