Перспективы использования маркетинговых технологий в фиджитализации библиотечного обслуживания. Часть 1
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-38-46
Аннотация
Целью статьи является обоснование важности и перспективности использования различных маркетинговых технологий в фиджитализации библиотечного обслуживания, понимаемой нами как синтез опыта взаимодействия пользователя в физическом и цифровом пространствах библиотеки. Рассматриваются следующие направления цифрового маркетинга в библиотечном обслуживании пользователей: а) поисковая оптимизация (SEO); б) маркетинг вовлечения (еngagement marketing); в) реклама в социальных сетях. Другие направления цифрового маркетинга в библиотеках мы рассмотрим в своей следующей статье. В исследовании применены методы: контент-анализ, концептуальное моделирование, сравнительный анализ, проблематизация. Использование цифрового маркетинга позволит администраторам библиотек более эффективно реализовывать планы цифровой трансформации на национальном или региональном уровнях. Полагаем, что на современном этапе формирования цифрового общества каждая библиотека должна привести свои услуги, политику и процедуры в соответствие с требованиями времени, а точнее, цифровой трансформации библиотек и такой ее составляющей, как фиджитализация библиотечного обслуживания пользователей.
Об авторе
А. И. КаптеревРоссия
Каптерев Андрей Игоревич - главный научный сотрудник; профессор
ул. Воздвиженка, 3/5, Москва, 119019; 2-й Сельскохозяйственный проезд, 4, Москва, 129226
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье
Список литературы
1. Клюев В. К. Библиотека на рынке услуг: новые тренды и современные подходы // Библиотековедение. 2017. Т. 66, № 3. С. 343–349.
2. Каптерев А. И. Займет ли библиотекарь место на информационном рынке? // Библиотековедение. 1993. № 1. С. 66–71.
3. Каптерев А. И. Рынок консультационных услуг и библиотека // Научные и технические библиотеки. 1993. № 9. С. 22–32.
4. Каптерев А. И. Документы в библиотеке: ресурс и продукт // Научные и технические библиотеки. 1992. № 7. С. 4–15.
5. Апанасенко А. А. Библиотечный маркетинг как технология управления современной библиотекой : автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2004. 16 с.
6. Редькина Н. С. Технологии интернет-маркетинга для персонализации библиотечного обслуживания // Информационный бюллетень РБА. 2015. № 75. С. 21–23.
7. Рыхторова А. Е. Мировые тенденции маркетинговых технологий продвижения библиотечных сайтов // Библиотековедение. 2020. Т. 69, № 2. С. 135–146. DOI: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2020-69-2-135-146.
8. Рыхторова А. Е. Маркетинговая политика ГПНТБ СО РАН в отношении библиотечно-информационных ресурсов и услуг // Библиосфера. 2021. № 4. С. 107–116. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-107-116.
9. Соколов С. В. Применение веб-аналитического инструментария Google Trends в социогуманитарных и библиотековедческих исследованиях // Библиосфера. 2018. № 4. С. 3–9. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2018-4-3-9.
10. Шевченко Л. Б. Инструменты интернет-маркетинга в библиотеках // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. № 10. С. 543–551.
11. Baker D. The end of wisdom? The future of libraries in the digital age // The end of wisdom? The future of libraries in the digital age. Chandos Publ., 2017. P. 1–37. DOI: https://doi.org/10.1016/B978-0-08-100142-4.00001-4.
12. Клюев В. К., Захаренко М. П. Библиотечная услуга как объект маркетинга // Перспективы развития библиотек и музеев в условиях меняющихся социально-культурных потребностей населения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (12 мая 2017 г.). Смоленск, 2017. С. 63–70.
13. Рыхторова А. Е. Маркетинг в библиотеках: анализ трендов // Труды ГПНТБ СО РАН. 2019. № 4. С. 79–83. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2019-4-79-83.
14. Onaifo D., McAdie D. R. Increasing libraries' content findability on the web with search engine optimization // Library Hi Tech. 2013. Vol. 31, no. 1. P. 87–108. DOI: https://doi.org/10.1108/07378831311303958.
15. Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. Москва : Новое лит. обозрение, 2014. 456 с.
16. Shafawi S., Hassan B. User engagement with social media, implication on the library usage: a case of selected public and academic libraries in Malaysia // Library Philosophy and Practice (e-journal). 2018. Art. 1820. URL: https://digitalcommons.unl.edu/libphilprac/1820/ (accessed 01.08.2024).
17. Goulding A. Engaging with community engagement: public libraries and citizen involvement // New Library World. Vol. 110, no. 1/2. P. 37–51. DOI: https://doi.org/10.1108/03074800910928577.
18. Tzanova S. Changes in academic libraries in the era of open science // Education for Information. 2019. Vol. 36, no. 8. P. 1–19.
19. Тикунова И. П. Дистанционные сервисы для пользователей на сайтах национальных библиотек: итоги исследования // Румянцевские чтения – 2021 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (21–23 апр. 2021 г.). Москва, 2021. Ч. 2. С. 436‒440.
20. Vállez M., Ventura A. Analysis of the SEO visibility of university libraries and how they impact the web visibility of their universities // The Journal of Academic Librarianship. 2020. Vol. 46, no. 4. Art. 102171. DOI: https://doi.org/10.1016/j.acalib.2020.102171
21. Chore N. Use of social media in academic library // IP Indian Journal of Library Science and Information Technology. 2023. Vol. 8, no. 1. P. 37–46. DOI: https://doi.org/10.18231/j.ijlsit.2023.007.
Рецензия
Для цитирования:
Каптерев А.И. Перспективы использования маркетинговых технологий в фиджитализации библиотечного обслуживания. Часть 1. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(3):38-46. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-38-46
For citation:
Kapterev A.I. Prospects for Using Marketing Technologies in Phygitalization of Library Services. Part 1. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(3):38-46. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-38-46