Модель рекомендательного библиографического ресурса для коммуникации науки и общества
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-56-66
Аннотация
Рекомендательный библиографический ресурс (РБР) – один из надежных способов передачи опыта, знаний и умений от поколения к поколению. Вопрос о библиографических ресурсах, удовлетворяющих потребности в образовательном и самообразовательном чтении, разрабатывается давно, но до сих пор не решен окончательно. Представляется, что любая целенаправленная познавательная деятельность посредством книг, выходящая за рамки образовательных учреждений, составляет суть самообразовательной деятельности, и опорой для нее служат РБР. Особую роль должны играть РБР, предназначенные для информального образования читателей.
Цель статьи – представить результаты исследования по разработке и оценке эффективности РБР, созданного по новой модели. Кратко охарактеризованы модели коммуникации науки и общества, повлиявшие на разработку современных РБР, и предложена двусторонняя модель их создания. Проведен сравнительный анализ действующей (односторонней) и новой моделей создания РБР. Приведены результаты педагогического эксперимента по оценке эффективности РБР, созданного по двусторонней модели и затрагивающего сложившиеся направления коммуникации науки и общества (просвещение, понимание, участие). В ходе эксперимента, проведенного методом анкетирования, установлено, что обращение к РБР для распространения научных знаний, созданному по двусторонней модели, способствует повышению уровня информированности читателей.
Ключевые слова
Об авторе
А. В. ЮкляевскаяРоссия
Юкляевская Анна Вячеславовна - младший научный сотрудник отдела научной библиографии
ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье
Список литературы
1. Соколов А. В., Берестова Т. Ф. Парадигмы библиографоведения: книга, документ, ресурс: очерки о прошлом и будущем библиографической науки. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2014. 489 с.
2. Bucchi M. Of deficits, deviations and dialogues: theories of public communication of science // Handbook of public communication of science and technology. London ; New York, 2008. P. 57–76.
3. Weinberger N., Woll S., Kyba C. C. M., Schulte-Römer N. The value of citizen participation in technology assessment, responsible research and innovation, and sustainable development // Sustainability. 2021. Vol. 13, no. 21. Art. 11613. DOI: https://doi.org/10.3390/su132111613.
4. Lewenstein B. V. Why should we care about science books? // Journal of Science Communication (JCOM). 2007. Vol. 6, no 1. Art. C03. DOI: https://doi.org/10.22323/2.06010303.
5. Моргенштерн И. Г. Рекомендательная или популярная? // Вопросы библиографоведения. Москва, 2001. Вып. 11: Современные проблемы рекомендательной библиографии. С. 33–39.
6. Тугов Ю. М. Теоретические основы целостности рекомендательно-библиографического пособия // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 5–21.
7. Фомина Е. Н. К созданию идеализированной модели пособия в рекомендательной библиографии // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 22–36.
8. Куликова А. П. Комплексное пособие как средство организации разностороннего чтения молодежи в помощь ее социальной ориентации // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. Москва, 1979. С. 37–53.
9. Рекомендательно-библиографическое пособие: составление и использование : метод. рекомендации / сост. Н. А. Гришанина [и др.]. Москва : ГБЛ, 1987. 113 с.
10. Куликова А. П. Новые подходы в библиографической пропаганде научно-технических знаний // Новые подходы к развитию системы рекомендательно-библиографических пособий : метод. рекомендации. Москва, 1991. С. 38–51.
11. Юкляевская А. В. Рекомендательные библиографические ресурсы для продвижения научных знаний на веб-сайтах библиотек России // Библиосфера. 2023. № 1. С. 65–72. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2023-1-65-72.
12. Моргенштерн И. Г. Информационный и книжный мир. Библиография : (избранное). Санкт-Петербург : Профессия, 2007. 440 с.
13. Беспалова Э. К. Система пособий рекомендательной библиографии и пути повышения ее эффективности в современных условиях : лекция. Москва : МГИК, 1977. 79 с.
14. Теплицкая И. Б. Влияние рекомендательной библиографии на формирование и развитие интересов молодежи // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 67–79.
15. Маянц Л. Л. Итоги изучения эффективности использования рекомендательных пособий ГПИБ в массовых библиотеках РСФСР (1976–1979 гг.) // Вопросы теории, методики и эффективности использования рекомендательной исторической библиографии. Москва, 1980. С. 99–120.
16. Вохрышева М. Г. Широта охвата читательской аудитории как показатель эффективности различных средств пропаганды литературы // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 108–117.
17. Трубников С. А. Проблемы рекомендательной библиографии в свете марксистско-ленинского философского учения о ценности // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. Москва, 1973. С. 19–34.
18. Гилязова И. Б., Мельникова О. Ю. Диагностический инструментарий для оценки компонентов научного мировоззрения студентов в рамках образования для устойчивого развития цивилизации // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2012. № 4. C. 15–23.
Рецензия
Для цитирования:
Юкляевская А.В. Модель рекомендательного библиографического ресурса для коммуникации науки и общества. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(3):56-66. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-56-66
For citation:
Yuklyaevskaya A.V. The Model of the Advisory Bibliographic Resource for Communication between Science and Society. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(3):56-66. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-3-56-66