Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Подготовка библиотечных специалистов к популяризации открытой науки в системе дополнительного профессионального образования

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-80-92

Аннотация

   В деятельность библиотек традиционно входят просвещение и поддержка научного процесса, однако распространение концепции открытой науки влечет корректировку информационной поддержки науки библиотеками. Популяризация открытой науки среди различных представителей общества является неотъемлемой частью таких изменений. На основании выделенных ранее компетенций, необходимых для такого участия, а также структурно-функциональной модели развития компетенций библиотекаря-библиографа – популяризатора открытой науки, в ГПНТБ СО РАН был организован курс повышения квалификации (КПК).

   Цель статьи – представить результаты обучения библиотекарей на КПК «Библиотекарь- библиограф – инструктор открытой науки».

   С достижением цели было связано две задачи: 1) уточнение уровня подготовленности библиотечных специалистов к популяризации открытой науки, 2) определение целесообразности курса путем сравнения уровня подготовки библиотечных специалистов и специалистов, окончивших обучение по программе повышения квалификации. На основании тестирования выпускников 4 курса бакалавриата библиотечно-информационной деятельности 11 вузов России, а также завершенного в декабре 2024 г. тестирования работающих в библиотеках специалистов было определено, что библиотечные специалисты испытывают сложности с организацией деятельности в рамках гражданской науки и при соблюдении действующих правовых норм в области авторских и смежных прав. Разработанный с целью закрыть лакуны в знаниях библиотечных специалистов КПК «Библиотекарь- библиограф – инструктор открытой науки» по результатам анализа итогового тестирования обучающихся и сравнения его итогов с полученными данными показал повышение уровня необходимых библиотекарю- библиографу компетенций для популяризации открытой науки.

Об авторе

А. Е. Рыхторова
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук
Россия

Анна Евгеньевна Рыхторова, младший научный сотрудник

отдел научных исследований открытой науки

630102; ул. Восход, 15; Новосибирск


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье



Список литературы

1. Редькина Н. С. Библиотека в информационной инфраструктуре открытой науки. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2022. 228 с.

2. Рябова И. И. Новостное информирование по открытой науке как стратегическое направление развития научной библиотеки // Библиотековедение. 2023. Т. 72, № 5. С. 425–434. doi: 10.25281/0869-608X-2023-72-5-425-434

3. Юдина И. Г., Вахрамеева З. В. Наука, общество, библиотека (итоги опроса научных сотрудников исследовательских институтов СО РАН) // Социология науки и технологий. 2024. Т. 15, № 1. С. 160–179. doi: 10.24412/2079-0910-2024-1-160-179

4. Pinto F. de M. A. G. Publicação de dados de pesquisa no contexto da comunicação científica: cenário terminológico-conceitual // Ciência da Informação. 2024. № 53. P. 48–64. doi: 10.18225/CI.INF.V53I.6668

5. Плешакова М. А., Калюжная Т. А. Межкультурная коммуникация (наука–общество) в языковой картине мира читателей библиотек // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 55. С. 183–199. doi: 10.17223/22220836/55/15

6. Trishchenko N. D., Mikhailovskaya V. A. Opportunities for the use of short videos in science communication: the case of social sciences // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2024. Vol. 29, № 3. P. 564–576.

7. Шевченко Л. Б. Открытая наука: учёные – «за», а библиотекари? // Научные и технические библиотеки. 2023. № 2. С. 113–131. doi: 10.33186/1027-3689-2023-2-113-131

8. Рыхторова А. Е. Готовность выпускников направления «Библиотечно-информационная деятельность» к популяризации открытой науки // Научные и технические библиотеки. 2024. № 11. С. 141–159. doi: 10.33186/1027-3689-2024-11-141-159

9. Рыхторова А. Е. Формирование компетенций библиотекаря-библиографа – популяризатора открытой науки в дополнительном профессиональном образовании // Библиотековедение. 2024. Т. 73, № 3. С. 273–287. doi: 10.25281/0869-608X-2024-73-3-273-287

10. Saunders M. V., Jamieson L. M. Contextual framework for developing research competence: piloting a validated classroom model // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2020. Vol. 20, № 3. P. 1–19. doi: 10.14434/josotl.v20i3.24487

11. Shukshina T. I., Demyashkina Y. A., Zamkin P. V., Averyanova I. I., Zeynalov G. G. O. Potencial da tecnologia de caso na formação da competência de pesquisa dos alunos em aprendizagem orientada à prática // Revista on line de Política e Gestão Educacional. 2022. Vol. 26, no. esp. 2. Art. e022058. doi: 10.22633/rpge.v26iesp.2.16555


Дополнительные файлы

1. Рис. 1. Сравнение ответов бакалавров – выпускников БИД и сотрудников библиотек, часть 1. А) представление о планировании финансирования проекта, включающего волонтерскую деятельность (компетенция 1); Б) представление о включении проектов гражданской науки и научного волонтерства в деятельность различных типов и видов библиотек (компетенция 2); В) является ли библиотека научным коммуникатором (компетенция 2); Г) понимание отличий в организации массовых мероприятий и мероприятий при работе с проектами научного волонтерства и гражданской науки (компетенция 3); Д) ориентируются в возможных путях дополнения технологий коммуникации науки и общества библиотечными видами деятельности (компетенция 3)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (89KB)    
Метаданные ▾
2. Рис. 2. Навыки и умения, развитию которых отдают предпочтение выпускники БИД и сотрудники библиотека
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (203KB)    
Метаданные ▾
3. Рис. 3. Сравнение ответов бакалавров – выпускников БИД и сотрудников библиотек, часть 2. А) указание лицензии, позволяющей перевести произведение в общественное достояние (компетенция 1); Б) указание некоммерческого использования и запрета на создание производных произведений (компетенция 1); В) указание на права, предоставляемые лицензиями FOSS (компетенция 1); Г) указание на способ доведения до всеобщего сведения РИД (компетенция 1); Д) корректное указание авторства произведения (компетенция 1)
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (92KB)    
Метаданные ▾
4. Рис. 4. Сравнение ответов выпускников БИД, сотрудников библиотек и обучающихся, окончивших КПК (в %), часть 1. А) представление о планировании финансирования проекта, включающего волонтерскую деятельность; Б) понимание руководящей роли исследователей в рамках проекта гражданской науки; В) определение инициатора проекта гражданской науки
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (117KB)    
Метаданные ▾
5. Рис. 5. Сравнение ответов выпускников БИД, сотрудников библиотек и обучающихся, окончивших КПК (в %), часть 2. А) указание лицензии, позволяющей перевести произведение в общественное достояние; Б) указание некоммерческого использования и запрета на создание производных произведений; В) указание на способ доведения до всеобщего сведения РИД; Г) корректное указание авторства произведения
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (150KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Рыхторова А.Е. Подготовка библиотечных специалистов к популяризации открытой науки в системе дополнительного профессионального образования. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(1):80-92. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-80-92

For citation:


Rykhtorova A.E. Preparing Library Professionals to Popularize Open Science in the System of Additional Professional Education. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(1):80-92. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-80-92

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)