Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Дальневосточный рок-самиздат и альтернативная печать в конце ХХ в.

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-28-36

Аннотация

Цель статьи – выявить примеры дальневосточного рок-самиздата и альтернативной печати в конце ХХ в., проследить взаимосвязь неформальной музыкальной деятельности с региональными рок-журналами.

В статье рассматриваются причины и предпосылки возникновения и становления музыкального самиздата и альтернативной печати на Дальнем Востоке России в середине 1980-х – начале 2000-х гг., выявляются региональные центры: Магадан, Хабаровск, Владивосток.

Приводится описание музыкальных изданий позднесоветского периода: «ДВР», «Штучка», «МИЦАР», «Провинция», «Рокер», «ИГРА» – и постсоветского: Grave Disgrace zine, «РокЛисток», «Первый Пилот», Hatross zine, «Пантакрин». Указываются редакторские коллективы, рассматривается тематика и содержание рубрик. Уделяется внимание музыкальной деятельности и проведению рок-фестивалей в Хабаровске, Владивостоке, Большом Камне, способствующих распространению печатной продукции. На материалах издательской деятельности А. Гладченко (от рукописного фанзина «Рокер» до печатного Grave Disgrace zine) и В. Мамонтова (от «Пост-Рока» до Hatross zine) рассматривается развитие журналов.

Приводятся эволюционные схемы дальне-восточного рок-самиздата и альтернативной печати с примерами взаимодействия в неформальной рок-среде региона. Выявляются коммуникационные цепочки и связи между различными изданиями, редакторами и авторами журналов.

Об авторе

В. В. Шатовкин
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Шатовкин Виталий Витальевич - ведущий библиотекарь лаборатории книговедения, аспирант, ГПНТБ СО РАН.

Ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье



Список литературы

1. Сарма О. В. Самиздат и тамиздат как феномены независимой публицистической культуры (на материалах журнала «Синтаксис: публицистика, критика, полемика») // Огарёв-онлайн. 2021. Т. 9, № 2. С. 1–7.

2. Савенко Е. Н. Альтернативное книгоиздание: эволюция терминологии // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19, № 6. С. 627–633. DOI: https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-6-627-633

3. Буковский В. К. И возвращается ветер… Москва : Новое изд-во, 2007. 510 с.

4. Заславская О., Даниель А., Комароми Э., Меньковский В. И. Учредительная конференция международной Ассоциации исследователей Самиздата // Российские и славянские исследования. Минск, 2007. Вып. 2. С. 251–257.

5. Кузнецов А. В. Содержание термина «контркультура» и его использование для описания творческих инициатив // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 1. С. 125–128.

6. Trotter V. A digital voice for Russian rock: perspectives on digitization of Russian rock zines // Slavic & East European Information Resources. 2019. Vol. 20, iss. 1/2. P. 31–38. DOI: https://doi.org/10.1080/15228886.2019.1628499

7. Yoffe M. Soviet rock collection and International Counterculture Archive at the Global Resources Center of the George Washington University libraries // Slavic & East European Information Resources. 2020. Vol. 21, iss. 1/2. P. 112–132. DOI: https://doi.org/10.1080/15228886.2020.1756943

8. Волкова Е. С. Влияние реформ конца XX – начала XXI в. на сферу культуры Дальнего Востока // Труды Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2021. Т. 33. С. 125–147. DOI: https://doi.org/10.24412/2658-5960-2021-33-125-147

9. Ганская Е. Н. Вне и внутри официальных систем: цензура и критический дискурс о рок-музыке в СССР в 1960–1980 гг. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 2020. № 20. С. 7–14.

10. Логачева Т. Е. Русская рок-поэзия 1970-х – 1990-х гг. в социокультурном контексте : дис канд. филол. наук. Москва, 1997. 185 с.

11. Гурьев С. Пограничные столбы рок-самиздата // Золотое подполье : полн. ил. энцикл. рок-самиздата, 1967–1994 : история, антол., библиогр. Нижний Новгород, 1994. С. 5–7.

12. Фирсов Б. М. Советская и постсоветская культура в исторической динамике: модернизация и культурная дифференциация // Культуральные исследования. Санкт-Петербург ; Москва, 2006. С. 29–90.

13. Кушнир А. Из-под пресса времени // Золотое подполье : полн. ил. энцикл. рок-самиздата, 1967–1994 : история, антол., библиогр. Нижний Новгород, 1994. С. 8–10.

14. Волков А. С., Гурьев С. Журнал «КонтрКультУра`». Опыт креативного саморазрушения, 1989–2002 : док. роман. Москва : Сияние, 2017. 480 с.

15. Кушнир А. Золотое подполье : полн. ил. энцикл. рок-самиздата, 1967–1994 : история, антол., библиогр. Нижний Новгород : ДЕКОМ, 1994. 366 с.

16. Пигулевский В. О. Музыкальные фэнзины и панкграфика // Южно-Российский музыкальный альманах. 2017. № 1. С. 90–95.

17. Лизунова И. В., Савенко Е. Н. Современное альтернативное книгоиздание: общая характеристика и тенденции развития // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4. С. 22–29.

18. Сбруева Д. В. Особенности становления и развития правового регулирования и саморегулирования средств массовой информации России (90-е годы XX века) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение. Журналистика. 2011. № 2. С. 90–97.


Рецензия

Для цитирования:


Шатовкин В.В. Дальневосточный рок-самиздат и альтернативная печать в конце ХХ в. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(2):28-36. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-28-36

For citation:


Shatovkin V.V. The Russian Far Eastern Rock Samizdat and Alternative Print at the End of the XX Century. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(2):28-36. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-28-36

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)