Теоретические аспекты внедрения программы «Обучение служением» в образовательный процесс бакалавров специальности «Библиотечно-информационная деятельность»
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-103-108
Аннотация
В статье проведен анализ теоретических и практических аспектов проблемы внедрения в процесс обучения бакалавров специальности «Библиотечноинформационная деятельность» технологии «Обучение служением», ставшей с 2024 г. обязательной образовательной программой в вузах страны. Актуальность исследования, представленного авторами, определяется неразработанностью инструментов внедрения этой технологии в образовательный процесс конкретного направления обучения в вузе.
Цель статьи – рассмотреть теоретическую базу для реализации данной программы в процессе обучения бакалавров специальности «Библиотечно-информационная деятельность» с учетом того, что любая дисциплина, входящая в учебные планы вуза, должна быть направлена прежде всего на формирование и развитие профессиональных компетенций.
Результаты наблюдения за деятельностью студентов в ходе проектной работы показали, что обозначенная технология имеет высокий потенциал для развития профессиональных компетенций будущих специалистов библиотечного дела, если ее внедрение в практику обучения основано на главных требованиях к профессиональной модели специалиста, в том числе и специалиста библиотечного дела, а также если при разработке методического инструментария будут учтены главные принципы образования в высшей школе.
Практическая значимость статьи состоит в приведении набора рекомендаций для внедрения технологии «Обучение служением» в других вузах и для других направлений подготовки.
Об авторах
Е. В. ДинерРоссия
Динер Елена Васильевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры библиотечно-информационной деятельности, МГИК, профессор кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций, Вятский государственный университет, старший научный сотрудник, НИЦ «Наука» РАН.
Ул. Библиотечная, 7, Химки, Московская обл., 141406; ул. Московская, 36, Киров, 610000; Нахимовский проспект, 47, к. 1906, Москва, 117418
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье
Н. В. Боронина
Россия
Боронина Нина Валерьевна - зам. декана библиотечно-информационного факультета, МГИК.
Ул. Библиотечная, 7, Химки, Московская обл., 141406
Конфликт интересов:
Авторы заявляют об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье
Список литературы
1. Шаркунова Е. В., Неволина В. В. Обучение служением как эффективная образовательная методика для комплексного развития личности студента // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2024. Т. 43, № 4. С. 476–485. DOI: https://doi.org/10.52575/2712-7451-2024-43-4-476-485
2. Земцов Д. И., Метелев А. П., Яшина А. В., Кириенко Л. С., Груздев И. А., Дмитриева А. С., Старцев С. В. Обучение служением: ключевые результаты исследования зарубежного опыта : докл. НИУ ВШЭ и Ассоц. волонтер. центров. Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2023. 24 с.
3. Манхейм К. Идеология и утопия // Диагноз нашего времени. Москва, 1994. С. 7–276.
4. Суржиков М. А., Усенко А. М., Самыгин С. И. Курс «Обучение служением» как инновационная российская образовательная методика // Вестник ЮжноРоссийского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. 2023. Т. 16, № 2. С. 275–283.
5. Никольский В. С. Обучение служением в России: становление предметного поля // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 12. С. 9–28. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-12-9-28
6. Горлова Н. И., Старовойтова Л. И. «Обучение служением (действием)» как эффективная методика организации учебного процесса через социально-полезную деятельность в современном образовательном учреждении // ЦИТИСЭ. 2023. № 2. С. 226–235. DOI: http://doi.org/10.15350/2409-7616.2023.2.19
7. Обучение служением : метод. пособие / под ред. О. В. Решетникова, С. В. Тетерского. Москва : АВЦ, 2020. 216 с.
8. Лопатина Н. В. Компетентностное проектирование в новых условиях стандартизации библиотечной профессии и образования // Библиотечно-информационное образование сквозь призму профессионального стандарта «Специалист библиотечно-информационной деятельности» : тез. докл. XVIII Всерос. с междунар. участием науч.-метод. конф. «Непрерыв. библ.-информ. образование» памяти В. А. Минкиной (23–24 марта 2023 г.). Санкт-Петербург, 2023. С. 26–28.
9. Клюев В. К., Ивина К. В. Бакалавр библиотечно-информационной деятельности как будущий «базовый специалист» библиотеки: современные компетенции // Научные и технические библиотеки. 2018. № 4. С. 98–108. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-4-98-108
10. Butin D. W. Service-learning in theory and practice: the future of community engagement in higher education. New York : Palgrave Macmillan, 2010. 174 p. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230106154
Рецензия
Для цитирования:
Динер Е.В., Боронина Н.В. Теоретические аспекты внедрения программы «Обучение служением» в образовательный процесс бакалавров специальности «Библиотечно-информационная деятельность». Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(2):103-108. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-103-108
For citation:
Diner E.V., Boronina N.V. Theoretical Aspects of Implementing the Program “Training by Service” into the Educational Process of Bachelors in the Specialty “Library and Information Activities”. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(2):103-108. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-2-103-108