Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Реконструкция дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в контексте трансформаций библиотечно-информационного пространства

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-88-97

Аннотация

Цель статьи: обосновать необходимость реконструкции дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в условиях меняющегося социума, предложить подходы к формированию комплексной учебной дисциплины «Эволюция библиотечно-информационного пространства Узбекистана в контексте историко-культурных и социальных трансформаций».

Сделан акцент на адаптации содержания курса к современным вызовам и потребностям образовательной среды. Подчеркивается необходимость усиления историко-национального компонента в учебной программе для формирования профессиональной идентичности специалистов, совершенствования их культурной компетентности. Обсуждаются современные вызовы и тенденции, связанные с трансформацией библиотечного пространства, включающей процессы цифровизации, развитие информационно-коммуникационных технологий, глобализации и одновременно локализации библиотечного дела, оказывающие влияние на профессиональное образование, в том числе содержание образовательных программ.

Предлагается структурно-содержательная модель учебной программы курса, направленной на развитие у обучающихся аналитического мышления, устойчивых профессиональных ценностей, интереса к историческому наследию и современному состоянию информационно-библиотечного пространства страны.

Формирование комплексной учебной программы и внедрение ее в учебный процесс учреждений библиотечного образования должно способствовать: повышению профессиональной компетентности будущих специалистов в условиях перманентного развития информационно-коммуникационных технологий; сохранению и популяризации национального культурного наследия в глобальном информационном пространстве.

Об авторах

И. К. Цай
Государственный институт искусств и культуры Республики Узбекистан
Узбекистан

Цай Ирина Константиновна, и. о. доцента кафедры «Библиотечно-информационная деятельность» 

Массив Ялангач, 127а, Ташкент, 100164 


Конфликт интересов:

Цай И. К. заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье.



Е. Б. Артемьева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук
Россия

Артемьева Елена Борисовна, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник, зав. отделом научно-исследовательской и методической работы 

ул. Восход, 15, Новосибирск, 630102 


Конфликт интересов:

Артемьева Е. Б. является главным редактором научного журнала «Труды ГПНТБ СО РАН», но не имеет никакого отношения к решению редколлегии опубликовать эту статью. Статья прошла принятую в журнале процедуру рецензирования. Об иных конфликтах интересов автор не заявлял.



Список литературы

1. Кузнецова Т. Я. Сетевое взаимодействие как базовый фактор инновационного развития библиотечного образования // Научные и технические библиотеки. 2018. № 4. С. 84–97. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2018-4-84-97

2. Кузнецова Т. Я. Инновационные библиотечные практики в контексте модернизации отрасли: опыт исторического анализа // Научные и технические библиотеки. 2023. № 4. С. 62–82. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-4-62-82

3. Ganieva B. Развитие библиотечного дела: анализ состояния подготовки библиотечных кадров в Узбекистане // Society. Integration. Education : proc. of the Intern. sci. conf. (May 22–23, 2020). Rēzekne, 2020. Vol. 1: Higher education. P. 145–156.

4. Цай И. К. Развитие библиотечного образования в Республике Узбекистан // Труды ГПНТБ СО РАН. 2020. № 2. С. 63–68. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-63-68

5. Цай И. К. Повышение квалификации библиотечных кадров в Республике Узбекистан как один из элементов системы непрерывного образования // Двенадцатые Макушинские чтения : материалы Междунар. науч. конф. (Тюмень, 25–27 мая 2021 г.). Новосибирск, 2021. С. 426–433.

6. Аракелов С. Р. Кафедра «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ им. Мухаммада аль-Хорезми в подготовке высококвалифицированных специалистов // Интернет и информационно-библиотечные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе : материалы XI Междунар. конф. «Cеntral Asia – 2017». Ташкент, 2017. С. 84–89.

7. Цай И. К. Трансформация высшего библиотечного образования в Узбекистане в условиях современности // Kutubxona.Uz. 2024. № 3. С. 37–40.

8. Селиванова Ю., Жабко Е. О повышении квалификации библиотекарей в цифровой среде // INFOLIB: информационно-библиотечный вестник. 2018. № 3. С. 4–7.

9. Трансформация образования как социокультурный потенциал развития общества : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (28–29 февр. 2024 г.). Ч. 1 / под ред. Е. В. Лопановой. Омск : Изд-во ОмГА, 2024. 248 с.

10. Гендина Н. И., Косолапова Е. В. Культурная дипломатия и библиотеки: опыт России и Узбекистана // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 4. С. 375–385. DOI: https://doi.org/10.25281/0869-608X-2022-71-4-375-385

11. Тешабаева У. Современное состояние и перспективы развития информационно-библиотечной сферы Республики Узбекистан // Интернет и информационно-библиотечные ресурсы в науке, образовании, культуре и бизнесе : материалы конф. «Central Asia» (24–26 апр. 2019 г.). Ташкент, 2019. С. 3–10.

12. Агзамова Д. М. Информационные технологии как средство создания единой библиотечно-информационной среды Республики Узбекистан // Десятые Макушинские чтения (Томск, 12–14 мая 2015 г.). Новосибирск, 2015. С. 487–489.

13. Рахматуллаев М. А., Ганиева Б. И., Умаров А. А. Информационная сеть библиотек высших учебных заведений Узбекистана // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2014. № 1. С. 27–31.

14. Рахматуллаев М. А. Информационно-библиотечная инфраструктура Узбекистана: трехуровневая модель управления // Научные и технические библиотеки. 2022. № 1. С. 103–118. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2022-1-103-118

15. Игумнова Н. П., Меньщикова С. П., Нерюева М. В. Национальные библиотеки стран СНГ: развитие партнерства. Москва : Пашков дом, 2021. 274 с.

16. Рахматуллаев М. А. Актуальные задачи библиотечной кооперации в условиях глобализации // Библиопульс. 2014. № 1/2. С. 11–14.

17. Касымова А. Г. История библиотечного дела в Узбекистане : учеб. пособие. Ташкент : Укитувчи, 1981. 173 с.

18. Ахунджанов Э. А. История книги в Туркестане. Древность. Средние века. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2009. 403 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цай И.К., Артемьева Е.Б. Реконструкция дисциплин библиотечного образования в Узбекистане в контексте трансформаций библиотечно-информационного пространства. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(3):88-97. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-88-97

For citation:


Tsay I.K., Artemyeva E.B. Reconstruction of library education disciplines in Uzbekistan in the context of transformations of the library and information space. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(3):88-97. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-88-97

Просмотров: 10


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)