Профессиональные ценности библиотекарей: результаты пилотного исследования
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-106-112
Аннотация
Цель статьи – представить методику и результаты пилотного исследования формирования профессиональных ценностей студентов-библиотекарей. Актуальность статьи связана с необходимостью вывода библиотечной профессии из состояния аномии и модернизации не только технологии библиотечной работы, но и ценностных характеристик профессиональной картины мира библиотекаря. Процесс становления профессиональных ценностей молодых людей закладывается в профильных классах школы, однако окончательное формирование происходит во время обучения в вузе и в начале карьеры. Проведенное пилотное исследование показало верность гипотезы о стадиальном формировании профессиональных ценностей в цепочке «школа – среднее профессиональное образование – высшее образование – профессиональная деятельность». Участвовавшие в опросе студенты разных курсов заочной и очной форм обучения удовлетворены образованием, но по определенным причинам не хотят работать по специальности, то есть рассматривают образование как ступень личностного развития, а строить дальнейшую карьеру предполагают в сферах с более высоким уровнем оплаты труда. Библиотечное образование дает молодым людям высокую степень уверенности в том, что они адаптируются к любому виду деятельности. Практическая значимость работы заключается в исследовании профессиональных ценностей библиотекарей и предложении проведения межрегионального исследования.
Об авторе
Г. Б. ПаршуковаРоссия
Паршукова Галина Борисовна, доктор культурологии, доцент, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела; профессор
Красный проспект, 38, Новосибирск, 630099
ул. Вилюйская, 28, Новосибирск, 630126
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье
Список литературы
1. Плешкевич Е. А. К вопросу о кризисе отечественного библиотечного дела: есть ли свет в конце туннеля? // Библиосфера. 2019. № 3. С. 27–34. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2019-3-27-34
2. Войлокова Н. А. Ценностные основания профессиональной этики библиотекаря (анализ Кодекса этики российского библиотекаря) // Время науки – The Times of Science : электрон. науч. журн. 2019. № 4. С. 62–67. URL: https://tsput.ru/fb/VN/2019/№4_2019/62/index.html (дата обращения: 27.03.2025).
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Москва : Прогресс, 1986. 425 с.
4. Schaufeli W. B., Bakker A. B. Defining and measuring work engagement: bringing clarity to the concept // Work engagement: a handbook of essential theory and research. London, 2010. P. 10–24. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203853047
5. Лисичкина Ю. В., Захарова Н. Л. Опросник «Профессиональное Я-перспективное»: общая характеристика, надежность и внешняя валидность // Человеческий капитал. 2023. № 3. С. 111–121. DOI: https://doi.org/10.25629/HC.2023.03.11
6. Гаврилова Е. А. Психодиагностическая методика «Тип и уровень профессиональной самореализации»: разработка, описание и психометрия // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2015. № 3. С. 19–34.
7. Костромина С. Н., Даринская Л. А., Москвичёва Н. Л., Филатова А. Ф. Апробация и валидизация методики «Индекс автономного функционирования» (IAF) на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28, № 5. С. 168–183.
8. Смирнова А. Ю. «Методика диагностики» адекватности профессионального самоопределения: психометрические характеристики // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 336–342.
9. Лукша П., Лукша К., Песков Д., Коричин Д. Атлас новых профессий. Москва, 2014. 164 с. URL: https://career.urfu.ru/fileadmin/user_upload/site_15748/files/Atlas_novykh_professii.pdf (дата обращения: 27.03.2025).
Рецензия
Для цитирования:
Паршукова Г.Б. Профессиональные ценности библиотекарей: результаты пилотного исследования. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(3):106-112. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-106-112
For citation:
Parshukova G.B. Professional Values of Librarians: the Results of the Pilot Study. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(3):106-112. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-3-106-112

















