Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-1-71-77

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – представить новый подход к построению модели компетенций специалиста библиотечно-информационной деятельности. Методы, использованные в работе: анализ и обобщение содержания отечественных и зарубежных источников по проблеме профессионального образования.

Приведены результаты анализа перечней компетенций ФГОС, мнения специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, примерный перечень компетенций специалиста научной (академической) библиотеки, подготовленный в 2017 г. сотрудниками ГПНТБ СО РАН по запросу представителей Санкт-Петербургского государственного института культуры. Сделан вывод о том, что, учитывая многочисленные дискуссии вокруг ФГОС и профстандарта специалиста библиотечно-информационной деятельности, необходимо объединение усилий представителей профессионального сообщества по достижению консенсуса в данной области и актуализации существующей нормативно-правовой базы. Целесообразно рассмотреть возможность создания профилей компетенций, которые легли бы в основу вышеуказанных документов и обеспечили бы учет интересов организаций, осуществляющих обучение в сфере библиотечно-информационной деятельности, и учреждений-работодателей.

Новизна. Предложен комплексный подход к построению модели компетенций специалиста библиотечно-информационной деятельности, основанный на сочетании утвержденных нормативных документов и запросов работодателей: для каждой группы компетенций должен быть определен базовый минимум (утверждаемый федеральными органами, ответственными за осуществление государственного надзора, и обеспечивающий соответствие требованиям по составу трудовых функций, знаний и умений в утвержденных документах) и вариативная часть, обеспечивающая соответствие формируемых компетенций особенностям деятельности библиотек разных видов (общедоступных публичных, академических, специальных).

Для этого необходимо развитие нормативной базы в области библиотечно-информационной деятельности (актуализация имеющихся и разработка новых документов). Предлагаемая модель компетенций соотнесена с нормативными документами. Практическая значимость: предложена модель компетенций, в рамках которой образовательные организации, учреждения библиотечно-информационной сферы могут совместно формировать эффективный процесс подготовки специалистов.

Об авторе

О. В. Макеева
Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)
Россия

Макеева Оксана Владимировна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник отдела научноисследовательской и методической работы

Новосибирск



Список литературы

1. Исаева Е. С. Отображение корпоративных компетенций работников как продолжение ребрендинга ОАО «РЖД» // Экономика и эффективность организации производства. 2014. № 21. С. 82–85.

2. Саланова Ю. В., Стеклова О. Е., Чекин А. Н. Формирование корпоративных компетенций в соответствии с корпоративной культурой (на примере ООО «Юпитер-Лоджистик») // Фундаментальные исследования. 2015. № 8–2. С. 427–431.

3. Султанова А. В. Моделирование корпоративных компетенций сотрудников банковского сектора как инструмент управления человеческими ресурсами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия. Экономика и управление. 2015. № 1. С. 102–105.

4. Чичкалюк В. А. Особенности формирования корпоративных компетенций ОАО «РЖД» на этапах высшего профессионального образования и начала профессиональной деятельности // Актуальные проблемы психологии профессиональной деятельности в системе транспорта : тр. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 40-летию начала стр-ва БАМа и 20-летнему юбилею орг. Психол. службы ДвостЖД. Хабаровск, 2014. С. 54–58.

5. Дремина М. А., Горбунова Г. А., Копнов В. А. Влияние корпоративной культуры вуза на адорнацию компетенций выпускников // Образование и наука. 2015. № 5. С. 39–57.

6. Якимова Л. Д., Родькина К. В. Формирование брендоориентированных корпоративных компетенций у студентов КРИЖТ в рамках преподавания дисциплины «Менеджмент» // Управление человеческими ресурсами – основа развития инновационной экономики. 2015. № 6. С. 450–455.

7. Андреева Л. Г., Бурукина О. А., Воробьева И. А., Денисов А. Р., Маркова В. А., Новикова В. П., Степанова М. М. Онлайн-платформа для формирования компетенций в корпоративных системах обучения // Образование и наука. 2016. № 1. С. 76–94.

8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 30 марта 2011 г. № 251н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» // Российская газета. 2011. № 183. URL: https://rg.ru/2011/05/25/spravochnik-site-dok.html (дата обращения: 01.12.2019).

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета. 2013. № 190. URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobrdok.html (дата обращения: 01.12.2019).

10. Примерная основная образовательная программа по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечноинформационная деятельность. Бакалавриат // Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: http://rpoop.ru/poop/cdba0788f7aa4df08f6ceb04f2bcf3a1 (дата обращения: 01.12.2019).

11. Примерная основная образователь ная программа по направлению подготовки 51.04.06 Библиотечно- информационная деятель ность. Магистратура // Реестр примерных основных образовательных программ высшего образования Министерства науки и высшего образования Российской Федерации. URL: URL: http://rpoop.ru/poop/7207cb5f533446ea812e4238772d8496 (дата обращения: 01.12.2019).

12. American Library Association (ALA). URL: https://www.ala.org (дата обращения: 01.12.2019).

13. North American Serials Interest Group (NASIG). URL: https://www.nasig.org (дата обращения: 01.12.2019).

14. Варлейс Я. Руководство ИФЛА по непрерывному профессиональному образованию: принципы и передовой опыт. Haag, 2016. 97 с. URL: https://www.ifla.org/files/assets/cpdwl/guidelines/ifla-guidelinesfor-continuing-professional-development-ru.pdf (дата обращения: 12.11.2019).

15. Национальное агентство развития квалификаций. URL: https://nark.ru (дата обращения: 12.11.2019).

16. Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации. URL: https://nok-nark.ru (дата обращения: 12.11.2019).

17. Заседание секции 09/10. Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования : XXIV Ежегод. сес. конф. РБА, Тула, 11–17.05.2019 // Российская библиотечная ассоциация. 2019. URL: http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual_576.html (дата обращения: 01.12.2019).


Для цитирования:


Макеева О.В. НОВЫЙ ПОДХОД К ПОСТРОЕНИЮ МОДЕЛИ КОМПЕТЕНЦИЙ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(1):71-77. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-1-71-77

For citation:


Makeeva O.V. NEW APPROACH TO BUILDING A COMPETENCY MODEL FOR LIBRARY PROFESSIONALS. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(1):71-77. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-1-71-77

Просмотров: 220


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)