Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ НА ЧИТАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-55-61

Полный текст:

Аннотация

Представлены результаты исследований, проводившихся с 1997 по 2018 г. на базе научной библиотеки Омского государственного технического университета (ОмГТУ). Часть исследований была выполнена совместно с кафедрой библиотечно-информационной деятельности Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (ОмГУ).  Сделан сравнительный анализ содержательных аспектов чтения студентов (типы и виды литературы, жанры, авторы); интенсивности чтения; факторов и мотивов, влияющих на читательскую деятельность; регулярности посещения библиотеки. Особая роль отведена соотношению чтения книг в электронной и традиционной формах. Детально рассмотрены зависящие от множества факторов (окружение, информационные технологии, деятельность библиотеки, рекламные предложения) изменения в авторских предпочтениях.  Рассмотрены социальные сети как новый фактор, влияющий на чтение молодежи. Освещена работа научной библиотеки ОмГТУ по продвижению чтения в студенческой среде.  Представлена просветительская и досуговая деятельность библиотеки, большую роль в которой занимают литературно художественные, творческие, интеллектуальные конкурсы и проекты, библиотечные акции, такие как конкурс на лучшую читающую группу, литературно-художественные проекты «Переливы слова» и «Переливы цвета», дея-тельность межвузовского студенческого литературного объединения «Поэтическая мастерская». Результаты эмпирических исследований представлены в виде диаграмм и графиков, что позволяет наглядно показать факторы влияния деятельности библиотеки на читательскую активность пользователей в 1997–2018 гг., соотнести общее и частное в художественных предпочтениях, научных интересах молодежи, а также целях посещения библиотеки.

Об авторах

И. А. Вахнина
Омский государственный технический университет
Россия

Вахнина Ирина Анатольевна – заведующий отделом культурно-просветительской работы научной библиотеки

Омск 



Е. В. Енгалычева (Булгакова)
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Россия

Енгалычева (Булгакова) Екатерина Валерьевна – старший преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности

Омск



Список литературы

1. Беляева Н. Е. Молодежь и чтение в контексте интернета // Труды ГПНТБ СО РАН. 2016. Вып. 11. С. 137–144.

2. Воронцов А. В. Чтение как социальная проблема // Вестник Герценовского университета. 2009. № 11. С. 24–33.

3. Мансурова С. Е., Смирнова Е. М., Ступникова Л. А. Чтение художественной литературы как фактор формирования личности // Досуг. Творчество. Культура. Омск, 1998. С. 159–160.

4. Полищук М. А. Социологический анализ читательских предпочтений (по результатам социологического исследования) // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Педагогика. Психология». 2013. Вып. 1. С. 23–25.

5. Борисенко Н. А. Причины «любви/ненависти» молодёжи к чтению классики // Мир психологии. 2016. № 1. С. 280–287.

6. Захарова Е. М. Молодёжь и книги в информационную эпоху // Информация – коммуникация – общество. 2016. № 1. С. 243–246.

7. Русских Е. В. Современное юношеское чтение и электронные ресурсы как способ приобщения к книге // Вестник Брянского университета. 2015. № 3. С. 236–240.

8. Мансурова С. Е., Смирнова Е. М., Ступникова Л. А. Мотивы чтения художественной литературы сту-дентов омских вузов. Омск, 1998. 26 с. Деп. в НИО Информкультура Рос. гос. б-ки 04.12.1998, № 3208.

9. Мансурова С. Е., Смирнова Е. М., Ступникова Л. А. Студенты – читатели художественной литературы. Омск, 1998. 57 с. Деп. в НИО Информкультура Рос. гос. б-ки 24.04.1998, № 3175.

10. Мансурова С. Е., Смирнова Е. М., Ступникова Л. А. Чтение художественной литературы в структуре досуговой деятельности студентов // Вестник Омского университета. 1999. Вып. 3. С. 97–101.


Для цитирования:


Вахнина И.А., Енгалычева (Булгакова) Е.В. ВЛИЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕКИ НА ЧИТАТЕЛЬСКУЮ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(2):55-61. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-55-61

For citation:


Vakhnina I.A., Engalycheva (Bulgakova) E.V. INFLUENCE OF LIBRARY ACTIVITIES ON STUDENTS’ READING DYNAMISM. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(2):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-55-61

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)