ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74
Аннотация
Значимой составляющей процессов самовоспитания и профессионального становления выступает идеал как основа ценностного сознания личности, который и определяет жизненную стратегию студента – будущего специалиста. Профессиональные идеалы формируют мировоззрение и профессиональную направленность студента, что отражается в поведении и отношении к действительности. В психолого-педагогической литературе профессиональный идеал трактуется как образ профессионального совершенства, желанная высшая цель, идея, мечта. В последнее время наблюдается возросший интерес зарубежного и отечественного научного сообщества к проблеме профессионального идеала и особенностей его формирования, что связано с генеральными векторами общественного развития – модернизацией и демократизацией всех сфер жизни. Эмпирические исследования профессиональных ценностей при подготовке студентов библиотечного направления показывают, что традиционно в качестве главного ценностного объекта рассматривается книга, причем зачастую многие и выбор профессии объясняют тем, что любят книгу, не мыслят своей жизни без нее. Книга как несомненная общекультурная ценность для будущего библиотекаря является важным объектом профессиональной деятельности, вокруг которого и происходит коммуникация с читателем – смыслом и целью существования библиотеки. Будущий библиотекарь должен быть активным квалифицированным читателем, приобщенным к книжной культуре, не представляющим своей жизни без домашней библиотеки, полученной от родителей или сформированной самостоятельно. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиографии – это основные характеристики будущего специалиста библиотечной сферы. Осознание студентами сущности профессиональных ценностей, определение их набора и готовности воплощать их в практику позволяет говорить о завершении процесса профессиональной направленности личности. Статья является первым обобщением эмпирических исследований представлений студентов библиотечного направления о профессиональных ценностях, источниках их формирования, на основе которых можно судить об адекватности оценки содержания будущей профессиональной деятельности.
Об авторах
С. Д. БородинаРоссия
Бородина Светлана Дамировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения
Казань
Ю. В. Маслова
Россия
Маслова Юлия Викторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения
Казань
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
2. Андриенко О. А. Особенности профессионально педагогической направленности студентов первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. № 1. С. 39–43. URL: http://www.pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01 (дата обращения: 21.11.2019).
3. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание, 1996. 312 с.
4. Ярошенко Н. Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества // Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ : тр. XI Междунар. конф. «Крым-2004». Москва, 2004. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/prog1.html (дата обращения: 21.11.2019).
5. Гоголев В. Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ленинград, 1985. 185 с.
6. Просецкий П. А., Стрелянова Н. И. Педагогический идеал студента педвуза // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. Москва, 1980. С. 88–89.
7. Фролова С. Л. Технологические аспекты самовоспитания по профессиональному идеалу // Среднее профессиональное образование. 2008. № 12. С. 4–7.
8. Гришанова З. И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев : Штиинца, 1979. 118 с.
9. Тюрина И. Ю. Структура профессионального идеала и особенности его развития // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2019. Ч. 3. С. 277–279.
10. Auxier T. Hundreds of high school students study at the library // Librarians as community partners: an outreach handbook. Chicago, 2010. P. 48–51.
11. Mori M. Teens will respond // Librarians as community partners: an outreach handbook. Chicago, 2010. P. 57–59.
Рецензия
Для цитирования:
Бородина С.Д., Маслова Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(2):69-74. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74
For citation:
Borodina S.D., Maslova Yu.V. FORMING OF A PROFESSIONAL IDEAL WHEN TRAINING LIBRARIANS. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(2):69-74. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74