Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74

Аннотация

Значимой составляющей процессов самовоспитания и профессионального становления выступает идеал как основа ценностного сознания личности, который и определяет жизненную стратегию студента – будущего специалиста. Профессиональные идеалы формируют мировоззрение и профессиональную направленность студента, что отражается в поведении и отношении к действительности.  В психолого-педагогической литературе профессиональный идеал трактуется как образ профессионального совершенства, желанная высшая цель, идея, мечта.  В последнее время наблюдается возросший интерес зарубежного и отечественного научного сообщества к проблеме профессионального идеала и особенностей его формирования, что связано с генеральными векторами общественного развития – модернизацией и демократизацией всех сфер жизни.  Эмпирические исследования профессиональных ценностей при подготовке студентов библиотечного направления показывают, что традиционно в качестве главного ценностного объекта рассматривается книга, причем зачастую многие и выбор профессии объясняют тем, что любят книгу, не мыслят своей жизни без нее. Книга как несомненная общекультурная ценность для будущего библиотекаря является важным объектом профессиональной деятельности, вокруг которого и происходит коммуникация с читателем – смыслом и целью существования библиотеки.  Будущий библиотекарь должен быть активным квалифицированным читателем, приобщенным к книжной культуре, не представляющим своей жизни без домашней библиотеки, полученной от родителей или сформированной самостоятельно. Широкие читательские интересы, хороший литературный вкус, знание литературы и библиографии – это основные характеристики будущего специалиста библиотечной сферы. Осознание студентами сущности профессиональных ценностей, определение их набора и готовности воплощать их в практику позволяет говорить о завершении процесса профессиональной направленности личности. Статья является первым обобщением эмпирических исследований представлений студентов библиотечного направления о профессиональных ценностях, источниках их формирования, на основе которых можно судить об адекватности оценки содержания будущей профессиональной деятельности.

Об авторах

С. Д. Бородина
Казанский государственный институт культуры (КазГИК)
Россия

Бородина Светлана Дамировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения

Казань



Ю. В. Маслова
Казанский государственный институт культуры (КазГИК)
Россия

Маслова Юлия Викторовна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры библиотековедения, библиографоведения и документоведения

Казань



Список литературы

1. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.

2. Андриенко О. А. Особенности профессионально педагогической направленности студентов первокурсников // Перспективы науки и образования. 2018. № 1. С. 39–43. URL: http://www.pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01 (дата обращения: 21.11.2019).

3. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва : Знание, 1996. 312 с.

4. Ярошенко Н. Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества // Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ : тр. XI Междунар. конф. «Крым-2004». Москва, 2004. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2004/prog1.html (дата обращения: 21.11.2019).

5. Гоголев В. Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. Ленинград, 1985. 185 с.

6. Просецкий П. А., Стрелянова Н. И. Педагогический идеал студента педвуза // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. Москва, 1980. С. 88–89.

7. Фролова С. Л. Технологические аспекты самовоспитания по профессиональному идеалу // Среднее профессиональное образование. 2008. № 12. С. 4–7.

8. Гришанова З. И. О нравственных идеалах старшеклассников. Кишинев : Штиинца, 1979. 118 с.

9. Тюрина И. Ю. Структура профессионального идеала и особенности его развития // Наукоемкие исследования как основа инновационного развития общества : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2019. Ч. 3. С. 277–279.

10. Auxier T. Hundreds of high school students study at the library // Librarians as community partners: an outreach handbook. Chicago, 2010. P. 48–51.

11. Mori M. Teens will respond // Librarians as community partners: an outreach handbook. Chicago, 2010. P. 57–59.


Рецензия

Для цитирования:


Бородина С.Д., Маслова Ю.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ БИБЛИОТЕКАРЕЙ. Труды ГПНТБ СО РАН. 2020;(2):69-74. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74

For citation:


Borodina S.D., Maslova Yu.V. FORMING OF A PROFESSIONAL IDEAL WHEN TRAINING LIBRARIANS. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2020;(2):69-74. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-2-69-74

Просмотров: 734


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)