Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Система менеджмента качества в работе библиотек

https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72

Полный текст:

Аннотация

Активное расширение методов поиска, сбора, обработки, хранения и предоставления информации, а также появления у библиотек конкурентов зародили проблему качества предоставляемых услуг. Для повышения качества услуг следует формировать в учреждениях собственную систему менеджмента качества (СМК), которая основывается на стандартах серии ИСО 9000.

В статье приводятся основные сведения по развитию и совершенствованию СМК в ряде библиотек Российской Федерации. Делается акцент на том, что внедрение СМК дает гарантию обеспечения требований и ожиданий пользователей библиотеки, а значит и реализации одного из принципов стандарта ИСО 9001 – ориентацию на потребителя. СМК придает уверенность руководству и персоналу библиотеки, а также потребителям в предоставлении и ожидании продукции и услуг, полностью соответствующих требованиям стандарта качества ИСО 9001. Подчеркивается, что внедрение СМК невозможно без участия всего персонала библиотеки: важно разделить обязанности между сотрудниками библиотеки, создать рабочую группу во главе с представителем высшего руководства, изучить требования потребителей относительно предоставляемых библиотекой продукции и услуг, подготовить и обеспечить документирование процедур системы менеджмента качества организации. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества в библиотеке способствует улучшению управленческой деятельности всей организации.

Целью статьи является теоретическое обоснование значимости использования СМК в библиотеках. В соответствии с целью были применены следующие общенаучные методы: системный анализ как основной метод, контент-анализ научных статей и ГОСТов серии 9000 в области качества, терминологический анализ.

Об авторе

Е. А. Косолапова
Дом офицеров Балтийского флота
Россия

Косолапова Евгения Александровна, кандидат педагогических наук, зав. библиотекой

Калининград



Список литературы

1. Ахмадова Ю. А., Галимова Е. Я. Менеджмент качества и библиотека : учеб.-практ. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 88 с.

2. Система менеджмента качества в библиотеках : библиогр. список / cост.: И. А. Медведева, Н. И. Поночевная. Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2011. 20 с.

3. Система менеджмента качества как основа инновационного процесса : библиогр. указ. / сост.: Ю. Н. Дрешер, Т. В. Шошева. Казань : Медицина, 2012. 87 с.

4. Инновационное развитие через систему менеджмента качества : библиогр. указ. (2006–2015 гг.) / сост. Ю. Н. Дрешер. Казань : Медицина, 2016. 135 с.

5. Дубровина Л. А. Минимум управления, максимум управляемости: руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. Москва : ФАИР-Пресс, 2004. 400 с.

6. Суслова И. М. Менеджмент в современной библиотеке : науч.-практ. пособие. Москва : Либерея, 2004. 176 с.

7. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой. Москва : МЦБС, 2008. 256 с.

8. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие. Москва : Профиздат, 1999. 144 с.

9. Ахти Е. Г. Корпоративная культура как инструмент управления персоналом // Менеджмент качества в библиотеках: кадровый менеджмент – основа управления качеством в библиотечной деятельности: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Сaнкт-Петербург, 2015. С. 3–16.

10. Гусева E. H. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты // Научные и технические библиотеки. 2011. № 6. С. 28–41.

11. Дрешер Ю. Н. Стандартизация как основа обеспечения качества библиотечной, библиографической и информационной продукции и услуг // Информационный бюллетень РБА. 2014. № 72. С. 139–142.

12. Дрешер Ю. Н. Управление персоналом организации в условиях действующей системы менеджмента качества // Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек – главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Казань, 2016. С. 59–92.

13. Дрешер Ю. Н. Документирование системы менеджмента качества // Информационное обеспечение науки: новые технологии. Москва, 2017. С. 312–327.

14. Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А., Ключенко Т. И. Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью: некоторые подходы к реализации // Библиосфера. 2018. № 2. С. 101–104.

15. Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И. информационно-библиотечная деятельность: управление рисками // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4. С. 133–138.

16. Косолапова Е. А. Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03. Казань, 2019. 29 с.

17. Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Управление знаниями в процессах обеспечения качества услуг библиотечно-информационных центров. Москва : ВИНИТИ, 2015. 204 с.

18. Дрешер Ю. Н., Медведев В. М., Цветкова В. А. Руководство по применению методов графического описания функциональных моделей процессов в системе менеджмента качества. Москва : ВИНИТИ, 2016. 152 с.

19. Кузнецова И. Н. Интеграция сбалансированной системы показателей в систему планирования организации // Белгородский экономический вестник. 2012. № 4. С. 53–58.

20. Лесневский Ю. Ю., Саенко З. М. От социальной востребованности к высокому качеству услуг // Мир библиографии. 2007. № 6. С. 16–19.

21. Саенко З. М., Смирнова О. Е. Оценка результативности сертифицированной СМК (из опыта НГОНБ) // Информационный бюллетень РБА. 2015. № 75. С. 17–20.

22. Смирнова О. Е., Саенко З. М. Процесс мониторинга и оценки качества деятельности Новосибирской государственной областной научной библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. Вып. 12, т. 1. С. 301–309.

23. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : практ. пособие. Москва : Литера, 2009. 112 с.

24. Павлова В.И. Независимая оценка качества деятельности государственных муниципальных учреждений культуры (библиотек) Псковской области: участие в пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ // Стандарты качества государственных работ (услуг) в библиотеках : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2013. С. 21–29.

25. Редькина Н. С. Внедрение информационных технологий в библиотеках с учетом оценки их эффективности // Библиосфера. 2011. № 1. С. 45–51.

26. Романов П. С. Управление затратами в зарубежных библиотеках // Библиосфера. 2008. № 3. С. 49–53.

27. Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать? // Научные и технические библиотеки. 2011. № 6. С. 19–27.

28. Тикунова И. Качество библиотечных услуг: как его измерить и оценить // Библиотечное дъло. 2008. № 6. С. 23–26.

29. Цветкова О. Л. Самоменеджмент как фактор совершенствования управления современной библиотекой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Москва, 2002. 20 с.

30. Волженина С. Ю., Гузнер С. С., Кожевникова Л. А. Библиотечная отрасль в социально-экономической системе региона: методология и методика оценки эффективности. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2015. 198 с.

31. Волженина С. Ю. Разработка стратегии развития библиотеки: как вдохновить коллектив и получить результат? // Библиотека и время: новые реалии. Курган, 2018. С. 23–28.

32. Менеджмент качества в сфере культуры: опыт, проблемы, решения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 9–10 нояб. 2011 г.) / ред. А. Н. Юмина. Новосибирск, 2011. 267 с.

33. Менеджмент качества и деятельность библиотек : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 28–29 окт. 2009 г.) / сост.: О. Ю. Устинова, Т. В. Кузнецова, Т. В. Король. Санкт-Петербург, 2009. 84 с.

34. Менеджмент качества в библиотеках: технологическая среда библиотеки как фактор повышения качества и эффективности библиотечного обслуживания : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 15–16 нояб. 2017 г.) / сост. Н. В. Чудашкина. Санкт-Петербург, 2017. 176 с.

35. Симаровская С. Г., Онищук Л. Н. Внедрение системы менеджмента качества в деятельность Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета // Информационный бюллетень РБА. 2004. № 32. С. 70–71.

36. Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А. Построение модели сбалансированной системы показателей в деятельности библиотек (на примере Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра) Е. А. Косолапова // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 23–31.

37. Юркевич Я. Б. Менеджмент качества в системе профессиональных ценностей на примере Централизованной библиотечной системы г. Сургута // Информационный бюллетень РБА. 2009. № 52. С. 61–63.


Для цитирования:


Косолапова Е.А. Система менеджмента качества в работе библиотек. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(2):65-72. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72

For citation:


Kosolapova E.A. The quality management system in libraries’ activities. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(2):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)