Система менеджмента качества в работе библиотек
https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72
Аннотация
Активное расширение методов поиска, сбора, обработки, хранения и предоставления информации, а также появления у библиотек конкурентов зародили проблему качества предоставляемых услуг. Для повышения качества услуг следует формировать в учреждениях собственную систему менеджмента качества (СМК), которая основывается на стандартах серии ИСО 9000.
В статье приводятся основные сведения по развитию и совершенствованию СМК в ряде библиотек Российской Федерации. Делается акцент на том, что внедрение СМК дает гарантию обеспечения требований и ожиданий пользователей библиотеки, а значит и реализации одного из принципов стандарта ИСО 9001 – ориентацию на потребителя. СМК придает уверенность руководству и персоналу библиотеки, а также потребителям в предоставлении и ожидании продукции и услуг, полностью соответствующих требованиям стандарта качества ИСО 9001. Подчеркивается, что внедрение СМК невозможно без участия всего персонала библиотеки: важно разделить обязанности между сотрудниками библиотеки, создать рабочую группу во главе с представителем высшего руководства, изучить требования потребителей относительно предоставляемых библиотекой продукции и услуг, подготовить и обеспечить документирование процедур системы менеджмента качества организации. Постоянное совершенствование системы менеджмента качества в библиотеке способствует улучшению управленческой деятельности всей организации.
Целью статьи является теоретическое обоснование значимости использования СМК в библиотеках. В соответствии с целью были применены следующие общенаучные методы: системный анализ как основной метод, контент-анализ научных статей и ГОСТов серии 9000 в области качества, терминологический анализ.
Об авторе
Е. А. КосолаповаРоссия
Косолапова Евгения Александровна, кандидат педагогических наук, зав. библиотекой
Калининград
Список литературы
1. Ахмадова Ю. А., Галимова Е. Я. Менеджмент качества и библиотека : учеб.-практ. пособие. Москва : Либерея-Бибинформ, 2007. 88 с.
2. Система менеджмента качества в библиотеках : библиогр. список / cост.: И. А. Медведева, Н. И. Поночевная. Новосибирск : Изд-во НГОНБ, 2011. 20 с.
3. Система менеджмента качества как основа инновационного процесса : библиогр. указ. / сост.: Ю. Н. Дрешер, Т. В. Шошева. Казань : Медицина, 2012. 87 с.
4. Инновационное развитие через систему менеджмента качества : библиогр. указ. (2006–2015 гг.) / сост. Ю. Н. Дрешер. Казань : Медицина, 2016. 135 с.
5. Дубровина Л. А. Минимум управления, максимум управляемости: руководителям библиотек о Всеобщем управлении на основе качества. Москва : ФАИР-Пресс, 2004. 400 с.
6. Суслова И. М. Менеджмент в современной библиотеке : науч.-практ. пособие. Москва : Либерея, 2004. 176 с.
7. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой. Москва : МЦБС, 2008. 256 с.
8. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие. Москва : Профиздат, 1999. 144 с.
9. Ахти Е. Г. Корпоративная культура как инструмент управления персоналом // Менеджмент качества в библиотеках: кадровый менеджмент – основа управления качеством в библиотечной деятельности: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. Сaнкт-Петербург, 2015. С. 3–16.
10. Гусева E. H. Библиотеки и инновации: социальные и управленческие аспекты // Научные и технические библиотеки. 2011. № 6. С. 28–41.
11. Дрешер Ю. Н. Стандартизация как основа обеспечения качества библиотечной, библиографической и информационной продукции и услуг // Информационный бюллетень РБА. 2014. № 72. С. 139–142.
12. Дрешер Ю. Н. Управление персоналом организации в условиях действующей системы менеджмента качества // Внедрение системы менеджмента качества в деятельность библиотек – главное условие достижения устойчивых конкурентных преимуществ. Казань, 2016. С. 59–92.
13. Дрешер Ю. Н. Документирование системы менеджмента качества // Информационное обеспечение науки: новые технологии. Москва, 2017. С. 312–327.
14. Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А., Ключенко Т. И. Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью: некоторые подходы к реализации // Библиосфера. 2018. № 2. С. 101–104.
15. Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И. информационно-библиотечная деятельность: управление рисками // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4. С. 133–138.
16. Косолапова Е. А. Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03. Казань, 2019. 29 с.
17. Дрешер Ю. Н., Ключенко Т. И., Олейник О. Н. Управление знаниями в процессах обеспечения качества услуг библиотечно-информационных центров. Москва : ВИНИТИ, 2015. 204 с.
18. Дрешер Ю. Н., Медведев В. М., Цветкова В. А. Руководство по применению методов графического описания функциональных моделей процессов в системе менеджмента качества. Москва : ВИНИТИ, 2016. 152 с.
19. Кузнецова И. Н. Интеграция сбалансированной системы показателей в систему планирования организации // Белгородский экономический вестник. 2012. № 4. С. 53–58.
20. Лесневский Ю. Ю., Саенко З. М. От социальной востребованности к высокому качеству услуг // Мир библиографии. 2007. № 6. С. 16–19.
21. Саенко З. М., Смирнова О. Е. Оценка результативности сертифицированной СМК (из опыта НГОНБ) // Информационный бюллетень РБА. 2015. № 75. С. 17–20.
22. Смирнова О. Е., Саенко З. М. Процесс мониторинга и оценки качества деятельности Новосибирской государственной областной научной библиотеки // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. Вып. 12, т. 1. С. 301–309.
23. Меньщикова С. П. Современные критерии и показатели оценки качества библиотечной деятельности : практ. пособие. Москва : Литера, 2009. 112 с.
24. Павлова В.И. Независимая оценка качества деятельности государственных муниципальных учреждений культуры (библиотек) Псковской области: участие в пилотном проекте Министерства труда и социальной защиты РФ // Стандарты качества государственных работ (услуг) в библиотеках : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2013. С. 21–29.
25. Редькина Н. С. Внедрение информационных технологий в библиотеках с учетом оценки их эффективности // Библиосфера. 2011. № 1. С. 45–51.
26. Романов П. С. Управление затратами в зарубежных библиотеках // Библиосфера. 2008. № 3. С. 49–53.
27. Сукиасян Э. Р. Менеджмент качества в действии. Стали ли наши библиотеки лучше работать? // Научные и технические библиотеки. 2011. № 6. С. 19–27.
28. Тикунова И. Качество библиотечных услуг: как его измерить и оценить // Библиотечное дъло. 2008. № 6. С. 23–26.
29. Цветкова О. Л. Самоменеджмент как фактор совершенствования управления современной библиотекой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Москва, 2002. 20 с.
30. Волженина С. Ю., Гузнер С. С., Кожевникова Л. А. Библиотечная отрасль в социально-экономической системе региона: методология и методика оценки эффективности. Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2015. 198 с.
31. Волженина С. Ю. Разработка стратегии развития библиотеки: как вдохновить коллектив и получить результат? // Библиотека и время: новые реалии. Курган, 2018. С. 23–28.
32. Менеджмент качества в сфере культуры: опыт, проблемы, решения : материалы межрегион. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 9–10 нояб. 2011 г.) / ред. А. Н. Юмина. Новосибирск, 2011. 267 с.
33. Менеджмент качества и деятельность библиотек : материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 28–29 окт. 2009 г.) / сост.: О. Ю. Устинова, Т. В. Кузнецова, Т. В. Король. Санкт-Петербург, 2009. 84 с.
34. Менеджмент качества в библиотеках: технологическая среда библиотеки как фактор повышения качества и эффективности библиотечного обслуживания : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 15–16 нояб. 2017 г.) / сост. Н. В. Чудашкина. Санкт-Петербург, 2017. 176 с.
35. Симаровская С. Г., Онищук Л. Н. Внедрение системы менеджмента качества в деятельность Научно-технической библиотеки Томского политехнического университета // Информационный бюллетень РБА. 2004. № 32. С. 70–71.
36. Дрешер Ю. Н., Косолапова Е. А. Построение модели сбалансированной системы показателей в деятельности библиотек (на примере Республиканского медицинского библиотечно-информационного центра) Е. А. Косолапова // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 1. С. 23–31.
37. Юркевич Я. Б. Менеджмент качества в системе профессиональных ценностей на примере Централизованной библиотечной системы г. Сургута // Информационный бюллетень РБА. 2009. № 52. С. 61–63.
Рецензия
Для цитирования:
Косолапова Е.А. Система менеджмента качества в работе библиотек. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(2):65-72. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72
For citation:
Kosolapova E.A. The quality management system in libraries’ activities. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(2):65-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-65-72