Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Работа с читателями в условиях карантина

https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81

Аннотация

Цель статьи – поделиться опытом организации обслуживания пользователей на абонементе универсальной литературы Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ КНЦ СО РАН) весной – летом 2020 г. Показать пути решения проблем, возникших в работе библиотек из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Во время карантина возникла необходимость обеспечить возврат и продление срока пользования литературой в условиях ограничения контактов библиотекарь – читатель. Были предложены следующие механизмы решения проблем: предоставлена возможность дистанционного продления срока пользования документами с помощью мобильного устройства связи; предоставлена возможность возврата книг через «book-box» на служебной вахте ФИЦ КНЦ. При информировании пользователей в дистанционном режиме использовались телефонная связь, SMS и сообщения по e-mail.

Проанализированы предпочтения читателей при использовании различных систем связи: из абонентов, воспользовавшихся дистанционным способом продления срока пользования книгами, около половины читателей использовали Viber, одна треть воспользовались WhatsAPP и примерно пятая часть – электронной почтой. Определена эффективность выполненной работы: почти все пользователи «рассчитались» с библиотекой своевременно (до 31 августа). При этом было возвращено или продлен срок пользования большинства книг. Выделено несколько факторов, обеспечивающих эффективную работу: удобство оформления продления в онлайн-режиме; отсутствие ограничений по времени для возврата книг; оперативное оповещение читателей о новых возможностях работы библиотеки.

Отмечены преимущества (выполнение требований санитарной безопасности, комфортность дистанционной работы для читателей и, как следствие, повышение оперативности выполнения действий с их стороны) и недостатки (дополнительная работа по сохранению информации при использовании личного смартфона библиотекаря, отсутствие личного контакта библиотекаря с читателем) применяемых форм работы.

Результативность работы абонемента оценена как удовлетворительная по отобранной совокупности критериев. Рассмотренный способ работы абонемента с учетом требований во время карантина признан перспективным.

Об авторе

Н. В. Кривец
Центральная научная библиотека Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (ЦНБ ФИЦ КНЦ СО РАН)
Россия

Кривец Наталья Валерьевна, ведущий библиотекарь

Красноярск



Список литературы

1. Отдел аспирантуры // Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. URL: https://career.krasn.ru/about-education/department-of-postgraduate-studies (дата обращения: 30.09.2020).

2. Редькина Н. С., Кулева О. В., Дунин-Барковская М. Ю. Система библиотечно-информационного обслуживания удаленных пользователей // Медиатека и мир. 2013. № 3. С. 21–23.

3. Редькина Н. С. «Лучший сервис – это отсутствие сервиса», или 7 принципов создания культуры безупречного библиотечного обслуживания // Информационный бюллетень РБА. 2017. № 79. С. 10–13.

4. Редькина Н. С. Современные подходы к измерению эффективности работы библиотек // Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе (к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сибирского отделения РАН) : тез. докл. Новосибирск, 2008. С. 154–156.

5. Редькина Н. С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек // Научные и технические библиотеки. 2015. № 7. С. 17–30.

6. Редькина Н. С. Качество онлайн-услуг библиотек // Научные и технические библиотеки. 2014. № 8. С. 18–27.

7. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. 2009. № 1. С. 63–72.

8. Акдемир А., Ашешова А., Гишар Б., Гуськов А. Е., Лахаева А., Ракитянская А., Редькина Н. С., Ройленс А., Сербина Г. Н., Эйнасто О., Юрик И. Библиотеки мира в период пандемии: новый опыт и первые выводы // Библиосфера. 2020. № 3. С. 65–83.

9. Редькина Н. С. Перспективные клиентоориентированные технологии обслуживания пользователей библиотек // Библиотека в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : докл. IIМеждунар. науч. конф. (Минск, 1–2 дек. 2016 г.). Минск, 2016. С. 342–347.


Рецензия

Для цитирования:


Кривец Н.В. Работа с читателями в условиях карантина. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(2):73-81. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81

For citation:


Krivec N.V. Working with readers under quarantine conditions. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(2):73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81

Просмотров: 276


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)