Работа с читателями в условиях карантина
https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81
Аннотация
Цель статьи – поделиться опытом организации обслуживания пользователей на абонементе универсальной литературы Центральной научной библиотеки (ЦНБ) Федерального исследовательского центра Красноярского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (ФИЦ КНЦ СО РАН) весной – летом 2020 г. Показать пути решения проблем, возникших в работе библиотек из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19. Во время карантина возникла необходимость обеспечить возврат и продление срока пользования литературой в условиях ограничения контактов библиотекарь – читатель. Были предложены следующие механизмы решения проблем: предоставлена возможность дистанционного продления срока пользования документами с помощью мобильного устройства связи; предоставлена возможность возврата книг через «book-box» на служебной вахте ФИЦ КНЦ. При информировании пользователей в дистанционном режиме использовались телефонная связь, SMS и сообщения по e-mail.
Проанализированы предпочтения читателей при использовании различных систем связи: из абонентов, воспользовавшихся дистанционным способом продления срока пользования книгами, около половины читателей использовали Viber, одна треть воспользовались WhatsAPP и примерно пятая часть – электронной почтой. Определена эффективность выполненной работы: почти все пользователи «рассчитались» с библиотекой своевременно (до 31 августа). При этом было возвращено или продлен срок пользования большинства книг. Выделено несколько факторов, обеспечивающих эффективную работу: удобство оформления продления в онлайн-режиме; отсутствие ограничений по времени для возврата книг; оперативное оповещение читателей о новых возможностях работы библиотеки.
Отмечены преимущества (выполнение требований санитарной безопасности, комфортность дистанционной работы для читателей и, как следствие, повышение оперативности выполнения действий с их стороны) и недостатки (дополнительная работа по сохранению информации при использовании личного смартфона библиотекаря, отсутствие личного контакта библиотекаря с читателем) применяемых форм работы.
Результативность работы абонемента оценена как удовлетворительная по отобранной совокупности критериев. Рассмотренный способ работы абонемента с учетом требований во время карантина признан перспективным.
Об авторе
Н. В. КривецРоссия
Кривец Наталья Валерьевна, ведущий библиотекарь
Красноярск
Список литературы
1. Отдел аспирантуры // Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук. URL: https://career.krasn.ru/about-education/department-of-postgraduate-studies (дата обращения: 30.09.2020).
2. Редькина Н. С., Кулева О. В., Дунин-Барковская М. Ю. Система библиотечно-информационного обслуживания удаленных пользователей // Медиатека и мир. 2013. № 3. С. 21–23.
3. Редькина Н. С. «Лучший сервис – это отсутствие сервиса», или 7 принципов создания культуры безупречного библиотечного обслуживания // Информационный бюллетень РБА. 2017. № 79. С. 10–13.
4. Редькина Н. С. Современные подходы к измерению эффективности работы библиотек // Роль ГПНТБ СО РАН в развитии информационно-библиотечного обслуживания в регионе (к 90-летию ГПНТБ СО РАН, 50-летию в составе Сибирского отделения РАН) : тез. докл. Новосибирск, 2008. С. 154–156.
5. Редькина Н. С. Персонализированное обслуживание интернет-пользователей библиотек // Научные и технические библиотеки. 2015. № 7. С. 17–30.
6. Редькина Н. С. Качество онлайн-услуг библиотек // Научные и технические библиотеки. 2014. № 8. С. 18–27.
7. Редькина Н. С. Измерение эффективности работы библиотек // Библиосфера. 2009. № 1. С. 63–72.
8. Акдемир А., Ашешова А., Гишар Б., Гуськов А. Е., Лахаева А., Ракитянская А., Редькина Н. С., Ройленс А., Сербина Г. Н., Эйнасто О., Юрик И. Библиотеки мира в период пандемии: новый опыт и первые выводы // Библиосфера. 2020. № 3. С. 65–83.
9. Редькина Н. С. Перспективные клиентоориентированные технологии обслуживания пользователей библиотек // Библиотека в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий : докл. IIМеждунар. науч. конф. (Минск, 1–2 дек. 2016 г.). Минск, 2016. С. 342–347.
Рецензия
Для цитирования:
Кривец Н.В. Работа с читателями в условиях карантина. Труды ГПНТБ СО РАН. 2021;(2):73-81. https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81
For citation:
Krivec N.V. Working with readers under quarantine conditions. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2021;(2):73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7575-2021-2-73-81