Библиотечно-информационные услуги: эволюция подходов к определению
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-81-92
Аннотация
Динамика развития общества и информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни человека, позволяя развивать и расширять спектр предоставляемых услуг. Эта тенденция характерна и для библиотечной сферы деятельности, где также растет ассортимент оказываемых услуг пользователям, что актуализирует исследование сущности и значения термина «библиотечно-информационная услуга». Целью статьи является рассмотрение основных подходов к термину «библиотечно-информационная услуга» с учетом влияния информационно-технологических и социально-культурных факторов на общество. Для достижения поставленной цели был проведен анализ наиболее известных и часто встречающихся 26-ти понятий. Представленные определения отражены в действующих ГОСТах по библиотечному делу, актуальной справочной и учебной литературе, а также в авторских трактовках ученых-библиотековедов. Анализ показал, что ученые на протяжении многих лет пересматривают подходы к термину, но до сих пор нет всеобъемлющей формулировки, раскрывающей последние достижения библиотечного обслуживания и сущности библиотечно-информационных услуг.
Терминологический анализ позволил выявить генезис библиотечных инноваций и спрогнозировать направленность изменений в области библиотечно-информационных услуг. Сделан вывод о том, что услуги в библиотеке представляют собой разноаспектные действия, направленные не только на удовлетворение потребностей пользователя в разных библиотечных, информационных, социокультурных запросах в онлайн и офлайн пространстве, но и предоставление во временное пользование уникального оборудования для самореализации своего творческого и образовательного потенциала.
Об авторе
А. С. БезменоваРоссия
Безменова Анна Сергеевна – аспирант 3-го курса обучения по специальности библиотековедение, библиографоведение и книговедение
Новосибирск
Список литературы
1. Редькина Н. С. Стратегические векторы развития библиотек // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 3. С. 231−244. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2021-70-3-231-244.
2. Нестеренко Е. С. Цифровая услуга: понятие, виды, особенности // Теоретическая экономика. 2019. № 7. С. 70–79.
3. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов: (82 000 слов и фразеологических выражений) / под. ред. Н. Ю. Шведовой. Москва : Азбуковник, 2011. 1175 с.
4. Столяров Ю. Н. Термин «библиотечное обслуживание» в понятийном аппарате библиотековедения // Библиотековедение. 2021. Т. 70, № 4. С. 352–363. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2021-70-4-352-363.
5. Дворкина М. Я. Разработка национального стандарта «Библиотечно-информационное обслуживание»: проблемы и решения // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 4. С. 367–373. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2018-67-4-367-373.
6. Пилко И. С. Основы библиотечной технологии : учеб.-метод. пособие. Москва : Профиздат, 2003. 175 с.
7. Басов С. А. Методологическое значение категории цели в исследованиях библиотечной деятельности // Вопросы управления библиотечными системами. Ленинград, 1986. С. 46–64.
8. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание: теоретический аспект. Москва : Изд-во МГИК, 1993. 249 с.
9. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационные услуги на сайтах национальных библиотек России: вопросы классификации и представления // Библиотековедение. 2019. Т. 68, № 1. С. 41–47. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2019-68-1-41-47.
10. Арзуханов А. С. Услуги системы библиотечного обслуживания: их сущность, и классификация // Научные и технические библиотеки СССР. 1984. № 10. С. 12–19.
11. Пилко И. С. Информационные и библиотечные технологии : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2006. 501 с.
12. Кучеркова О. А. Ассортимент услуг на официальных сайтах государственных (универсальных) библиотек субъектов Российской Федерации // Библиотековедение. 2018. Т. 67, № 2. С. 225–231. https://doi.org/10.25281/0869-608X-2018-67-2-225-231.
13. Шрайберг Я. Л. Библиотеки и информационные технологии: десять лет спустя // Научные и технические библиотеки. 2004. № 1. С. 25–55..
14. Елисина Е. Ю. Электронные услуги библиотек. Санкт-Петербург : Профессия, 2012. 304 с.
15. Greene D., Groenendyk M. Virtual and augmented reality as library services // Computers in Libraries. 2018. Vol. 38, no.1. P. 4–7.
16. Ohehir E. Reynolds S. Highways and byways: future directions for Australian public libraries // Australian Library Journal. 2015. Vol. 64, no. 4. P. 308–320.
17. Pedersen L. The future of public libraries: a technology perspective // Public Library Quarterly. 2016. Vol. 35, no. 4. P. 362–365.
18. Pisanski J., Žumer M. National libraries and their websites // Alexandria. 2005. Vol.17, no. 1. P. 49–52.
19. De Fiore L. Il futuro delle biblioteche scientifiche // Recenti Progressi in Medicina. 2013. Vol. 104, no. 10. P. 511–514.
20. White W. Libraries and research: five key themes for sustainable innovation in strategy and services // New Review of Academic Librarianship. 2017. Vol. 23, no. 2/3. P. 85–88. https://doi.org/10.1080/13614533.2017.1355637.
21. Gerhart C., Hasbargen K. Check out the new library: a vital, multiservice hub for all generations // Public Management. 2014. Vol. 96, no. 4. P. 6–9.
22. Новиков С. В. Методологические основы экономики библиотечного дела // Экономические аспекты библиотечной деятельности. Ленинград, 1977. С. 32–56.
23. Шадрина Ж. С. Основы экономики библиотечной деятельности : учеб. пособие. Ленинград : ЛГИК, 1983. 64 c.
24. Библиотечное дело : терминол. слов. / ред.: И. М. Суслова, Л. Н. Уланова. Москва : Книга, 1986. 223 c.
25. Дворкина М. Я. Библиотечное обслуживание как система : учеб. пособие. Москва : Изд-во МГИК, 1991. 162 с.
26. Герасимова Л. Н., Кокойкина О. Н. Маркетинг в библиотеке : учеб. пособие. Москва : Изд-во МГИК, 1993. 64 с.
27. Кожевникова Л. А. Библиотечная услуга и ее экономическая оценка : препринт. Новосибирск, 1994. 20 с.
28. Клюев В. К., Ястребова Е. М. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности. (Маркетинг в системе управления билиотекой) : учеб. пособие. Москва : Профиздат : МГУКИ, 2002. 142 с..
29. Брежнева В. В., Минкина В. А. Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации предприятий : учеб.практ. пособие. Санкт-Петербург : Профессия, 2004. 304 с.
30. Мелентьева Ю. П. Библиотечное обслуживание : учебник. Москва : ФАИР, 2006. 256 с.
31. Библиотечная энциклопедия / гл. ред. Ю. А. Гриханов. Москва : Пашков Дом, 2007. 1299 с.
32. Юдина И. Г., Лаврик О. Л. Информационная функция библиотек: теория и современная практика // Библиосфера. 2008. № 4. С. 37–42.
33. Справочник библиотекаря / науч. ред. Н. А. Ванеев. 4-е изд. Санкт-Петербург : Профессия, 2013. 640 с.
34. Балкова И. В. Справочное пособие библиотекаря: библиотековедение, библиография, библиотечноинформационное обслуживание. Москва : Пашков дом, 2015. 342 с.
35. Алешин Л. И. Библиотечные сервисы : науч.практ. пособие. Москва : Литера, 2015. 304 с.
36. Брежнева В. В., Дементьева Н. Ю., Жадько Н. В., Захаренко М. П., Клюев В. К., Колесникова М. Н. Маркетинг библиотечно-информационной деятельности : учебник. Санкт-Петербург : Профессия, 2017. 239 с.
37. Шадрина Ж. С. Исследование экономических проблем библиотечной деятельности // Экономические аспекты библиотечной деятельности. Ленинград, 1977. С. 9–29.
38. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационная деятельность: теоретические основы и особенности развития в традиционной и электронной среде. Москва : ФАИР, 2009. 254 с.
39. Дворкина М. Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. Москва : Профиздат, 2001. 110 с.
40. Аверьянов С. А. Продвижение библиотечных услуг в общедоступных библиотеках : дис. … канд. пед. наук : 05.25.03. Санкт-Петербург, 2001. 216 с.
41. Подпругин С. Д. Рынок информационных продуктов и услуг: сущность, эволюция и специфика : дис. … канд. экон. наук : 08.00.0. Иркутск, 2004. 188 с.
Рецензия
Для цитирования:
Безменова А.С. Библиотечно-информационные услуги: эволюция подходов к определению. Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(2):81-92. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-81-92
For citation:
Bezmenova A.S. Library and information services: the evolution of approaches to the definition. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(2):81-92. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-81-92