ИНФОРМАЦИЯ 
18 мая 2022 г. на базе Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина в очно-дистанционном формате состоялось заседание Секции специальных научных, научно-технических и технических библиотек РБА. Тема заседания – «Библиотеки в цифровом пространстве научных знаний». Был освещен широкий круг вопросов, касающихся деятельности отечественных и зарубежных научных библиотек в условиях цифровизации и развития информационной инфраструктуры науки: заслушано 15 докладов представителей специальных научных, научно-технических, технических библиотек и информационных центров из Екатеринбурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Самары, Тюмени, Чебоксар и других городов.
Представлена краткая информация об Азиатском научно-культурном форуме «Диалог с книгой», состоявшимся 24 мая 2022 г. в Новосибирске в смешанном формате. Организаторами явились Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) и Культурный фонд «АРТ-дивизион», рабочие языки форума: русский, английский.
КНИЖНОЕ НАСЛЕДИЕ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 
Научная библиотека Российской академии художеств является одной из важнейших специализированных библиотек по искусству в России. Формирование ее библиотечного собрания началось после указа Сената о создании Академии художеств в Санкт-Петербурге. Одной из первых коллекций, переданных в Академию художеств наряду с известным собранием И. И. Шувалова, была коллекция книг первого президента Академии художеств Ивана Ивановича Бецкого. По «Каталогу книгам Императорской Академии художеств», составленным художником, академическим инспектором К. И. Головачевским в 1773 г., от имени И. И. Бецкого в 1765 г. в Академию было передано 69 наименований изданий в 85 томах. Опись была составлена полностью на русском языке, включая имена авторов и заглавий иностранных изданий, что значительно затруднило процесс идентификации книг. Работа с архивными источниками, сетевыми ресурсами иностранных библиотек и библиотечными каталогами позволила составить расширенную опись книг с оригинальными названиями и библиотечными шифрами. В настоящий момент исследование коллекции находится на этапе сверки описи с библиотечным фондом. Целью статьи является постановка вопроса о комплексном изучении личных коллекций, входящих в фонд Научной библиотеки Российской академии художеств, и, на примере коллекции И. И. Бецкого, необходимости развития данного направления библиотечных исследований. Публикуемые материалы отражают одну из методик работ по выявлению личных коллекций: составление по архивным документам исторической реконструкции, на основе которой в дальнейшем происходит поиск изданий в фонде, приводится общая характеристика состава анализируемой коллекции.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
Цель статьи – рассмотреть коммуникативную составляющую деятельности библиотеки в рамках ее участия в коммуникации между наукой и обществом (КНО) в российских реалиях. Опыт по популяризации науки, имеющийся в практике библиотек, не позволяет заявлять о ее включенности в процессы КНО. Он нуждается в критическом осмыслении и адаптации к современной информационно-коммуникационной среде; требуется оценка эффективности библиотеки в качестве участника КНО.
В статье представлены теоретические аспекты функционирования библиотеки в качестве участника КНО. Институциональные характеристики библиотеки рассматриваются и анализируются с точки зрения ее коммуникативной функции и коммуникационных процессов, протекающих в различных социальных полях; а коммуникативные практики, реализуемые библиотекой, – с позиций используемых родов социальной коммуникации (устной, документной, электронной).
Библиотека имеет очевидные возможности для реализации в качестве участника КНО, прежде всего являясь элементом документных коммуникаций, она может заниматься созданием информационной среды, предоставляя читателям качественный достоверный контент; участвовать в формировании познавательной активности читателей, стимулировать и поддерживать их деятельность по самообразованию, в том числе посредством устных и гибридных форм взаимодействия, а включенность в электронную среду значительно расширяет коммуникативные возможности библиотек. Перспективность участия библиотек в КНО в качестве посредника обоснована наличием у них собственного контингента, площадок и специфических технологий коммуникационного воздействия. Гипотетически библиотеки могут использовать все существующие формы и форматы мероприятий КНО, комбинируя, расширяя и дополняя их собственными (традиционными и инновационными), где в роли популяризатора будет выступать специалист – ученый, писатель, научный журналист, научный коммуникатор. Тем самым могут быть созданы оптимальные условия для удовлетворения познавательного интереса, формирующего современную научную картину мира у людей, и стимулирования к получению новых научных знаний в течение всей жизни.
Целью статьи является анализ и оценка деятельности сектора МБА Центральной научной библиотеки Федерального исследовательского центра «Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук» (ЦНБ ФИЦ КНЦ СО РАН) за 2017–2021 гг.ЦНБ ФИЦ КНЦ заключает договоры о выполнении услуг по межбиблиотечному обслуживанию и электронной доставке документовс Всероссийским институтом научной и технической информации Российской академии наук (ВИНИТИ РАН), Государственной публичной научно-технической библиотекой России (ГПНТБ России), Государственной публичной научнотехнической библиотекой Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН)и Государственной универсальной библиотекой Красноярского края (ГУНБ КК), в ближайших планах – сотрудничество с Библиотекой по естественным наукам Российской академии наук (БЕН РАН) и Российской государственной библиотекой (РГБ).Основные показатели, проанализированные автором: количество поступивших и выполненных заказов по годам, их процентное соотношение, формы поступления заказанной информации в библиотеку.Выполненные заказы поступают от фондодержателей в основном в виде электронных копийи оригиналов изданий, в некоторых случаях приходят бумажные копии изданий и ссылки на электронные ресурсы.Отмечено, что не все структурные подразделения ФИЦ Красноярска пользуются МБА, – это требует дальнейшей работы по презентации сервиса.Отражено участие Единого центра автоматизации ГПНТБ СО РАН в автоматизации информационно-библиотечных процессов ЦНБ ФИЦ КНЦ СО РАН. Разработаны и предложены пути повышения эффективности обслуживания пользователей по МБА.
С целью изучения состава и содержания репозиториев научных публикаций, выявления их функциональных возможностей проведен мониторинг 106 сайтов отечественных вузов – участников программы «Приоритет-2030».Исследование показало, что только на 38 % от общего количества сайтов учреждений представлены репозитории публикаций.При этом многие из них включают лишь небольшое количество объектов либо ограничены хронологическими рамками.Освещены поисковые возможности репозиториев, средства управления результатами поиска. Определено, что репозитории предоставляют простой и расширенный варианты поиска информации, с возможностью применения булевых операторов, усечения окончаний, фасетной навигации, ранжирования результатов поиска. Выявлен недостаток оснащения инструкциями и рекомендациями по поиску в них, что затрудняет их использование неопытными пользователями.Установлено, что тексты репозиториев снабжены библиографическими метаданными: как правило, это автор, заглавие, выходные сведения, источник публикации. Однако в некоторых из них представлены более расширенные сведения: подробная аннотация, реферат, изображение обложки. Репозитории не снабжены лингвистическими средствами, что препятствует эффективному поиску информации.Отмечено, что изученные репозитории сложно найти удаленному пользователю. Необходимо обеспечить их видимость, предоставлять сведения о существующих репозиториях среди потенциальных пользователей.В заключении отмечены преимущества создания репозиториев: укрепление авторитета учреждения, повышение востребованности информационных ресурсов библиотеки, обеспечение видимости и доступности научных и образовательных материалов, ускорение обмена знаниями.
В сфере высшего образования основными цифровыми образовательными ресурсами выступают электронно-библиотечные системы (ЭБС) – внешние или внутренние, входящие в библиотечный фонд. Их качественные характеристики нормативно не определены, но связаны с аналогичными характеристиками отдельных электронных документов. Преобладающее количество электронных документов ЭБС является деривативными электронными изданиями, полностью копирующими печатный аналог. Форма и способ организации текста подобных документов не учитывает специфику сканирующего чтения, которое свойственно современным студентам. Значение электронных ресурсов в информационном обеспечении образовательного процесса в вузах обусловливает необходимость изучения цифрового учебного чтения, что позволит повысить их эффективность. Для проверки гипотезы с 2021/2022 учебного года в Башкирском институте физической культуры (Уфа) среди студентов очного и заочного отделений проводится исследование, целью которого являетcя сравнение эффективности чтения учебных печатных и электронных изданий.Количественными методами исследования выбраны показатели «время прочтения» и «количество ключевых слов». Качественным показателем для изучения понимания прочитанного стало написание аннотации на прочитанный текст.На 01.03.2022 в исследовании приняли участие 73 студента. Анализ результатов показал, что скорость чтения электронных текстов выше по сравнению с чтением печатных изданий. Но показатели содержательного восприятия выше у студентов, читающих печатный текст. Цель статьи – представить результаты исследования, которые могут быть учтены и станут полезными при организации учебного процесса.
Книжная коммуникация претерпела значительные изменения, что было вызвано пандемией коронавирусной инфекции (COVID-19) и введенными ограничительными мерами для минимизации ее распространения. Это выражается в изолированности людей друг от друга, в т. ч. в самоизоляции, и преобладании онлайн-формата над альтернативными способами деятельности (смешанный и офлайн-формат). В следствие этого в статье рассмотрены интересы и мотивация читателей в пандемийный период в книжных социальных сетях с целью выявления особенностей читательских предпочтений при реализации практики социального чтения в русскоязычной и англоязычной онлайн-среде. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1) найти актуальные (т. е. со своевременно обновляемой на них информацией и с большим количеством активных пользователей) книжные русскоязычные и англоязычные онлайн-платформы, предоставляющие возможность осуществления книжной коммуникации; 2) проанализировать социальное чтение на выбранных платформах; 3) сравнить полученные данные в соответствии с определенными критериями. В качестве материала для анализа русскоязычного сегмента Интернета выбраны книжные социальные сети LiveLib и BookMix, а для англоязычного сегмента — книжная социальная сеть Goodreads и веб-приложение LibraryThing. Данный материал рассматривается по следующим критериям: 1) жанровая и тематическая принадлежность обсуждаемых на онлайн-платформах произведений; 2) мотивация и ожидания читателей при выборе определенной литературы в контексте рассматриваемого периода. Полученные данные по обоим сегментам сравниваются между собой для выявления особенностей читательских предпочтений русскоязычных и англоязычных читателей, обсуждающих прочитанные книги в сети Интернет.
Популяризация краеведческих знаний, основанная на формируемом фонде материалов о родном крае, предполагает использование разнообразных форм информирования, включая новые информационные, в том числе онлайновые, технологии и форматы. Формат уличного аудиотура позволяет библиотеке преследовать цели, труднодостижимые традиционными средствами, в частности, связанные с увеличением степени иммерсивности, эмоциональной вовлеченности пользователя. В статье, основывающейся на опыте создания уличных аудиотуров краеведческим отделом Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ), впервые предпринята попытка очертить как реальные препятствия в создании уличного аудиотура сотрудниками библиотек, так и недооцененные ресурсы, обозначить компетенции и условия, позволяющие соблюсти высокую содержательную ценность и достаточное техническое качество экскурсионных онлайновых продуктов библиотеки. При подготовке аудиотура могут не приниматься во внимание собственные информационные ресурсы библиотек, включая их основу – краеведческий фонд, в котором особенно следует выделить периодику, городские и телефонные справочники прошлых лет, позволяющие проверить факты и увеличить степень достоверности аудиотура. И напротив, встречаются завышенные требования к созданию аудиогида, в том числе касающиеся текстов и работы с аудиозаписью, что может стать для сотрудника демотивирующим фактором. Между тем неотъемлемое преимущество (и особенное отличие) тура, подготовленного непрофессионалом, состоит в возможности появления живого рассказа, истории «от лица к лицу». При этом сотрудники библиотек в своей работе над аудиотурами, несомненно, нуждаются и в методической поддержке, и в технической консультации.
Цель статьи – представить первые результаты применения методики групповой динамики в сети библиотек Иркутской области как инструмента по развитию кадрового потенциала библиотек. В сентябре 2021 г. группа специалистов Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеки (ИОГУНБ) объединились в ядерную группу, которая приступила к работе по методике групповой динамики. В составе объединения разные специалисты – представители администрации, научно-методического отдела, отдела культурных программ и отдела обслуживания пользователей. Группа выявила спектр проблем библиотек Иркутской области, поставила цели и задачи развития региональной библиотеки и сети библиотек Иркутской области, сформулировала миссию своей деятельности, образ будущего региональной сети библиотек, разработала дорожную карту достижения этого образа будущего. Работа группы рассчитана на три года. Овладев методикой групповой динамики, выработав разделяемые цели, ценности и правила, члены группы определяют свои функциональные области и формируют «группу групп»: специалистов из Иркутской ОГУНБ или из сети библиотек региона и вместе продолжают трансформацию сети библиотек. Получены первые результаты работы: методика групповой динамики позволяет быстро настроиться для решения сложных коллективных задач, создавать проекты более высокого качества и степени проработки, проводить качественные оперативные совещания с большим количеством обсуждаемых вопросов. Работа по применению методики групповой динамики в сети библиотек Иркутской области как инструмента по развитию кадрового потенциала библиотек будет продолжена.
БИБЛИОМЕТРИЯ, НАУКОМЕТРИЯ, ВЕБОМЕТРИКА 
В статье представлена библиографическая база данных (БД) «Тюрки Сибири (книжные издания)», на основе которой был сформирован указатель с одноименным названием. Ресурсы генерированы в рамках проекта по созданию электронной библиотеки «Отрар», куратором которого является Ассоциация истории и культуры Турецкой Республики YERTAD. При создании БД и указателя ставилась задача – представить публикации, посвященные отдельным тюркским народам. Документы БД индексировались по двум рубрикаторам: тематическому и предметному, где предметными рубриками являлись названия тюркских народов, включая все варианты названий народов, отраженные в публикациях (более 50 названий). Сочетание библиографических ресурсов по тюркским народам Сибири в виде БД и печатного библиографического указателя позволяет потребителю в полноте увидеть всю информацию по теме в форме, доступной для разных категорий пользователей. В работе выполнен анализ документального потока по языкознанию БД «Тюрки Сибири (книжные издания)» с целью дать характеристику изданий (словарей, монографий, учебных пособий) по вопросам изучения языковой культуры тюркских народов Сибири: якутов, тувинцев, алтайцев, хакасов, шорцев, сибирских татар, долган, куманлинцев, телеутов, челканцев, тофаларов, чулымцев. Анализ показал достаточно большой объем книжных изданий по языкознанию (более 36 % от общего числа изданий). Изучением языка и подготовкой изданий по языкознанию занимаются специалисты научно-исследовательских институтов соответствующего профиля и университеты. Установлено, что изучение языков практически всех тюркских народов Сибири обеспечено книжными изданиями.
ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ 
Динамика развития общества и информационных технологий оказывает существенное влияние на все сферы жизни человека, позволяя развивать и расширять спектр предоставляемых услуг. Эта тенденция характерна и для библиотечной сферы деятельности, где также растет ассортимент оказываемых услуг пользователям, что актуализирует исследование сущности и значения термина «библиотечно-информационная услуга». Целью статьи является рассмотрение основных подходов к термину «библиотечно-информационная услуга» с учетом влияния информационно-технологических и социально-культурных факторов на общество. Для достижения поставленной цели был проведен анализ наиболее известных и часто встречающихся 26-ти понятий. Представленные определения отражены в действующих ГОСТах по библиотечному делу, актуальной справочной и учебной литературе, а также в авторских трактовках ученых-библиотековедов. Анализ показал, что ученые на протяжении многих лет пересматривают подходы к термину, но до сих пор нет всеобъемлющей формулировки, раскрывающей последние достижения библиотечного обслуживания и сущности библиотечно-информационных услуг.
Терминологический анализ позволил выявить генезис библиотечных инноваций и спрогнозировать направленность изменений в области библиотечно-информационных услуг. Сделан вывод о том, что услуги в библиотеке представляют собой разноаспектные действия, направленные не только на удовлетворение потребностей пользователя в разных библиотечных, информационных, социокультурных запросах в онлайн и офлайн пространстве, но и предоставление во временное пользование уникального оборудования для самореализации своего творческого и образовательного потенциала.
Библиотеки - это важный социальный институт, который существенно влияет на развитие экономики, науки, образования и культуры. Они играют главную роль в формировании информационной инфраструктуры. Развитие библиотечного дела во многом зависит от уровня материального обеспечения, обновления фонда библиотек, внедрения новых технологий, а также от подготовки кадров. Во многих случаях именно проблемы образования, уровень квалификации библиотечного персонала являются решающими для эффективного информационно-библиотечного обслуживания населения. Автором представлены результаты анализа состояния библиотечного и информационного образования в Таджикистане. Освещены основные аспекты развития высшего образования в республике, тенденции подготовки, повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров, указаны проблемы и определены возможные пути их решения.
AD JUBILAEUM 
Юбилей Юлии Петровны Мелентьевой (24 июля 1947 г., Орел) – хороший повод высказать слова уважения прекрасному человеку, известному ученому-библиотековеду, избравшей сферой своей деятельности служение делу просвещения и культуры, реализовавшей многие начинания в библиотечном деле и библиотековедении.
Приведены некоторые детали к портрету библиотеки Института физики им. Л. В. Киренского СО РАН, которая занимает свое достойное место в ряду библиотек, созданных в период активного развития академической науки в Сибири, усваивая приемлемые практики и создавая свой опыт.
18 мая 1957 г. был принят Указ Правительства о создании Сибирского Отделения АН СССР и Институт автоматики и электрометрии (ИАиЭ) стал одним из первых его институтов. У истоков создания института стоял выдающийся советский ученый Константин Борисович Карандеев, один из основателей современной школы точных электрических измерений и автоматического контроля.
ISSN 2712-7915 (Online)