Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Цифровое учебное чтение (на примере вузовской библиотеки)

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-48-53

Аннотация

В сфере высшего образования основными цифровыми образовательными ресурсами выступают электронно-библиотечные системы (ЭБС) – внешние или внутренние, входящие в библиотечный фонд. Их качественные характеристики нормативно не определены, но связаны с аналогичными характеристиками отдельных электронных документов. Преобладающее количество электронных документов ЭБС является деривативными электронными изданиями, полностью копирующими печатный аналог. Форма и способ организации текста подобных документов не учитывает специфику сканирующего чтения, которое свойственно современным студентам. Значение электронных ресурсов в информационном обеспечении образовательного процесса в вузах обусловливает необходимость изучения цифрового учебного чтения, что позволит повысить их эффективность. Для проверки гипотезы с 2021/2022 учебного года в Башкирском институте физической культуры (Уфа) среди студентов очного и заочного отделений проводится исследование, целью которого являетcя сравнение эффективности чтения учебных печатных и электронных изданий.Количественными методами исследования выбраны показатели «время прочтения» и «количество ключевых слов». Качественным показателем для изучения понимания прочитанного стало написание аннотации на прочитанный текст.На 01.03.2022 в исследовании приняли участие 73 студента. Анализ результатов показал, что скорость чтения электронных текстов выше по сравнению с чтением печатных изданий. Но показатели содержательного восприятия выше у студентов, читающих печатный текст. Цель статьи – представить результаты исследования, которые могут быть учтены и станут полезными при организации учебного процесса.

Об авторе

Е. Н. Плахутина
https://vk.com/id410602021
Башкирский институт физической культуры (филиал) «УралГУФК»; Колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Россия

Плахутина Екатерина Николаевна - кандидат педагогических наук, заведующий библиотекой, доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, Башкирский институт физической культуры (филиал) «УралГУФК»; преподаватель, колледж Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы

Уфа



Список литературы

1. Engbrecht R. Digital textbooks versus print textbooks // Culminating projects in teacher development. 2018. No. 35. P. 1–28. URL: https://repository.stcloudstate.edu/ed_etds/35.

2. Daniel D., Woody W. E-textbooks at what cost? Performance and use of electronic v. print texts // Computers & Education. 2013. Vol. 62. P. 18–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2012.10.016.

3. Rockinson-Szapkiw A., Courduff J., Carter K., Bennett D. Electronic versus traditional print textbooks: a comparison study on the influence of university students’ learning // Computers & Education. 2012. Vol. 63. P. 259–266. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2012.11.022.

4. Лебедева М. Ю., Вергелес К. П., Купрещенко О. Ф., Жильцова Л. Ю., Веселовская Т. С. Факторы выбора цифрового формата для чтения и самооценка читательского поведения в цифровой среде (по данным опроса российских школьников) // Science for Education Today. 2020. Т. 10, № 6. С. 252–264.

5. Лебедева М. Ю. Эффективное чтение для эффективного обучения: формирование читательской компетенции в цифровой среде // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов : сб. ст. Всерос. конф. Ярославль, 2021. С. 31–36.

6. Оганов С. Р., Корнев А. Н. Чтение письменных и электронных текстов детьми 9–11 и 12–14 лет: понимание, скорость и когнитивные механизмы // Чтение в цифровую эпоху : сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. Рос. ассоц. дислексии. Москва, 2018. С. 20–25.

7. Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Психолого-дидактические проблемы создания цифровых учебников // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. C. 102–112. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260307.

8. Мелентьева Ю. П. Цифровое чтение как понятие и реальное явление // Книга. Исследования и материалы. 2019. № 1. С. 171–173.

9. Мелентьева Ю. П. Чтение электронных публикаций как элемент обучения и образования // Научные и технические библиотеки. 2019. № 4. С. 76–83. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-4-76-83.

10. Кандыбович С. Л., Разина Т. В. Особенности чтения учебной и научной литературы в условиях цифровизации высшего образования // Инновационные технологии в фармации. Иркутск, 2019. Вып. 6. С. 37–47.

11. Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Науковедение : интернет-журн. 2014. № 5. C. 1–10. URL: https://docplayer.com/26036563-Fenomen-klipovogo-myshleniya-v-obrazovatelnoy-vuzovskoy-srede.html (дата обращения: 20.01.2022).

12. Плахутина Е. Н., Кулбахтина А. З. Оценка вузовской библиотеки как информационно-коммуникационного хаба // Информация – коммуникация – документ (ИКД-2020). Пенза, 2020. С. 118–125.


Рецензия

Для цитирования:


Плахутина Е.Н. Цифровое учебное чтение (на примере вузовской библиотеки). Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(2):48-53. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-48-53

For citation:


Plakhutina E.N. Digital educational reading (on the example of the university library). Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(2):48-53. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-48-53

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)