Роль библиотеки в коммуникации науки и общества
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20-27
Аннотация
Цель статьи – рассмотреть коммуникативную составляющую деятельности библиотеки в рамках ее участия в коммуникации между наукой и обществом (КНО) в российских реалиях. Опыт по популяризации науки, имеющийся в практике библиотек, не позволяет заявлять о ее включенности в процессы КНО. Он нуждается в критическом осмыслении и адаптации к современной информационно-коммуникационной среде; требуется оценка эффективности библиотеки в качестве участника КНО.
В статье представлены теоретические аспекты функционирования библиотеки в качестве участника КНО. Институциональные характеристики библиотеки рассматриваются и анализируются с точки зрения ее коммуникативной функции и коммуникационных процессов, протекающих в различных социальных полях; а коммуникативные практики, реализуемые библиотекой, – с позиций используемых родов социальной коммуникации (устной, документной, электронной).
Библиотека имеет очевидные возможности для реализации в качестве участника КНО, прежде всего являясь элементом документных коммуникаций, она может заниматься созданием информационной среды, предоставляя читателям качественный достоверный контент; участвовать в формировании познавательной активности читателей, стимулировать и поддерживать их деятельность по самообразованию, в том числе посредством устных и гибридных форм взаимодействия, а включенность в электронную среду значительно расширяет коммуникативные возможности библиотек. Перспективность участия библиотек в КНО в качестве посредника обоснована наличием у них собственного контингента, площадок и специфических технологий коммуникационного воздействия. Гипотетически библиотеки могут использовать все существующие формы и форматы мероприятий КНО, комбинируя, расширяя и дополняя их собственными (традиционными и инновационными), где в роли популяризатора будет выступать специалист – ученый, писатель, научный журналист, научный коммуникатор. Тем самым могут быть созданы оптимальные условия для удовлетворения познавательного интереса, формирующего современную научную картину мира у людей, и стимулирования к получению новых научных знаний в течение всей жизни.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. ПлешаковаРоссия
Плешакова Мария Александровна – кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории информационно-системного анализа
Список литературы
1. Акопов А. Научная популяризация как важнейшее звено в пропаганде и продвижении научных исследований // RELGA. 2011. № 3. URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2844&level1=main&level2=articles (дата обращения: 13.04.2022).
2. Мамонова Е. Почему важно популяризировать науку // Российская газета. 2020. 22 дек. URL: https://rg.ru/2020/12/22/pochemu-vazhno-populiarizirovat-nauku.htm (дата обращения: 15.04.2022).
3. Лаврик О. Л., Калюжная Т. А., Плешакова М. А., Юдина И. Г., Павлова Л. П., Базылева Е.А., Федотова О. А., Вахрамеева З. В. Анализ информационных потребностей специалистов и ученых СО РАН // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2018. № 1. С. 15–25.
4. Павличенко И. А. Популяризация научного знания в публичных библиотеках зарубежных стран // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 42. С. 60–65.
5. Young J. C., Boyd B., Yefimova K., Wedlake S., Coward Ch., Hapel R. The role of libraries in misinformation programming: a research agenda // Journal of Librarianship and Information Science. 2020. Vol. 53, no. 4. P. 539–550. DOI: 10.1177/0961000620966650.
6. Варганова Г. В., Плавко И. А. Популяризация науки в общедоступных библиотеках // Труды ГПНТБ СО РАН. 2015. № 8. С. 288–293.
7. Павличенко И. А. Формирование научного мировоззрения молодёжи на базе публичной библиотеки // Научные и технические библиотеки. 2019. № 2. С. 52–59. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2019-2-52-59.
8. Варганова Г. В., Павличенко И. А. Научная грамотность населения: социальный вызов и институциональные решения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-1. С. 128–133.
9. Базылева Е. А., Юдина И. Г. Научные новости как основа для предоставления информационно-аналитических услуг библиотеки // Коммуникативная культура: история и современность. Культурно-историческое наследие в социальной коммуникации : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (в рамках Междунар. науч. форума "Наследие") (Новосибирск, 1 нояб. 2018 г.). Новосибирск, 2018. С. 51–53.
10. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие. Санкт-Петербург : Михайлов, 2002. 460 с.
11. Басов С. А. Об институциональном подходе в библиотековедении // Научные и технические библиотеки. 2011. № 3. С. 50–69.
12. Швецова-Водка Г. Н. Учение о библиосфере – новый вклад в библиотечно-информационную науку // Библиосфера. 2017. №1. С. 3–9.
13. Столяров Ю. Н. О системных функциях библиотеки и их наименовании. Постановочная статья // Научные и технические библиотеки. 2015. № 6. С. 31–44.
14. Рыхторова А. Е. Маркетинговые технологии продвижения библиотечно-информационных ресурсов и услуг : дис. … канд. пед. наук : 05.25.03. Новосибирск, 2021. 225 с.
15. Езова С. А. Взаимосвязь потребностей и ценностей: библиотечный аспект // Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2018. № 1. С. 45–51.
16. Матлина С. Г. Библиотека в контексте институциональной методологии: попытка первоначального осмысления // Библиотечное дело. 2017. № 18. С. 25–31.
17. Захаркин Р. А., Ракитина О. С. Тенденции формирования представлений о социальной реальности в условиях информационной перегрузки // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. № 5. С. 205–216.
18. Долгополова Е. Е. Коммуникативная составляющая деятельности библиотеки как объект научного изучения // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий. Тема 2020 года – «Библиотека и наука: взаимодействие и перспективы развития» : докл. IV Междунар. науч. конф., посвящ. 60-летию Белорус. с.-х. б-ки (Минск, 3–4 дек. 2020 г.). Минск, 2020. С. 363–374.
19. Туева Л. М. Библиотека в контексте социальных коммуникаций // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 27. С. 212–216.
20. Стефановская Н. А., Хапочкина О. В. Моделирование ассортимента библиотечных услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 11. С. 186–191.
21. Мараховский В. Верю – не верю // Культура. 2017. 24 янв. URL: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/151462-veryu-ne-veryu/ (дата обращения: 09.04.2022).
22. Серёгин А. А. Цензура СМИ: закон о фейковых новостях // Социология. 2019. № 4. С. 242–247.
23. Пестова М. Е., Сафонов Е. А. Пандемия нового десятилетия: освещение темы коронавируса в СМИ // Медиасреда. 2020. № 1. С. 166–172.
24. Сокольчик В. Н. Феномен паранауки и проблема демаркации знания в постнеклассической науке // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 6: История, философия. 2017. № 1. С. 113–117.
25. Соколова И. С. Популяризаторская деятельность как фактор формирования изданий по естественным наукам // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 4. С. 86–91.
26. Бочарова Е. Н. Критерии отбора документов в фонд научной библиотеки // Взаимовлияние информационно-библиотечной среды и общественных наук. Москва, 2018. С. 62–78.
27. Валялина А. С. Электронные путеводители на сайте Библиотеки Конгресса: виды, тематика, структура // Библиосфера. 2021. № 4. С. 126–133. DOI: https://doi.org/10.20913/1815-3186-2021-4-126-133.
28. Чередниченко Л. В., Лапко А. В. Формы представления контента в просветительских медиа (на примере просветительского проекта Arzamas) // Litera. 2021. № 5. С. 115–131. DOI: 10.25136/2409-8698.2021.5.35663.
29. Зиганов М. А. Рационализация чтения как путь повышения эффективности учебной деятельности старшеклассников – читателей библиотек : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 05.25.03. Москва, 1996. 16 с.
30. Бородина В. А. Читательское развитие личности: теоретико-методологические аспекты : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 05.25.03. Санкт-Петербург, 2007. 42 с.
31. Дорохина С. В. Интернет-руководство чтением молодежи как средство развития и поддержки чтения в информационном обществе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 05.25.03. Москва, 2014. 22 с.
32. Зыховская Н. Л. Феномен «Активной рецепции»: социальные сети как инструмент продвижения практик чтения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2021. №2. 98–104. DOI: 10.14529/ssh210213
33. Рубанова Т. Д. Книжные паблики в «Инстаграме» // Библиосфера. 2020. № 1. С. 39–45. DOI 10.20913/1815-3186-2020-1-39-45.
34. Рубанова Т. Д. Поддержка чтения в пространстве книжных социальных сетей // Вестник культуры и искусств. 2018. № 3. С. 45–53.
Рецензия
Для цитирования:
Плешакова М.А. Роль библиотеки в коммуникации науки и общества. Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(2):20-27. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20-27
For citation:
Pleshakova M.A. Library’s role in communication of science and society. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(2):20-27. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-2-20-27