Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Оптимизация технологий информационного обслуживания в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-24-30

Аннотация

Рассмотрены изменения, происходящие в технологиях информационного обслуживания в условиях цифровизации в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке (ЦНСХБ), которая создает информационные ресурсы собственной генерации с 1992 г. В информационном обслуживании используются 24 документные и лексикографические базы данных (БД). Основной информационный продукт – политематическая БД «АГРОС», предоставляющая исчерпывающую информацию о текущих поступлениях в фонд библиотеки. БД собственной генерации, размещенные на сайте ЦНСХБ в основном в свободном доступе, создали условия для полноценного дистанционного обслуживания пользователей. ЦНСХБ осуществила перевод практически всех традиционных услуг в дистанционные, разработала удобные и простые сервисы для самостоятельной работы пользователей с цифровыми ресурсами, что обеспечивает их востребованность специалистами. Показана положительная динамика обращений к сайту ЦНСХБ. Цифровые технологии позволили усовершенствовать услуги, оптимизация отдела обслуживания, слияние его с отделом хранения фондов, трансформация зон обслуживания повысили эффективность работы. 
ЦНСХБ как информационный центр создает общеотраслевые лингвистические средства, готовит реферативную информацию и реферативные издания, аналитические обзоры. Перспективные направления развития информационного обслуживания пользователей библиотека видит в формировании и развитии связанных данных, позволяющих создавать качественно новую аналитическую информацию, в предоставлении доступа к интегрированной информации через единое окно; формировании единого отраслевого пространства знаний, создании и предоставлении открытых данных. Для этого будут развиваться общеотраслевые лингвистические средства индексирования и поиска информации, создаваться и постоянно актуализироваться БД собственной генерации; проводиться мониторинг интернет-ресурсов и формирование навигаторов и руководств по проблематике агропромышленного комплекса (АПК).

Об авторе

Л. Н. Пирумова
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Центральная научная сельскохозяйственная библиотека» (ЦНСХБ)
Россия

Пирумова Лидия Николаевна, кандидат педагогических наук, зам. директора по научной работе

Москва



Список литературы

1. Нещерет М. Ю. Цифровизация процессов обслуживания в библиотеке – это уже реальность // Библиосфера. 2019. № 2. С. 19–25.

2. Нещерет М. Ю. Цифровая библиотека: библиотека в поисках информационных инструментов библиографической деятельности // Научные и технические библиотеки. 2021. С. 3–49.

3. Редькина Н. С. Стратегические векторы развития библиотек // Библиотековедение. 2021. Т. 70. № 3. С. 231–241.

4. Жабко Е. Д. Онлайновое СБО: особенности развития // Библиография. 2005. № 3. С. 3–11.

5. Редькина Н. С. Качество онлайн-услуг библиотек // Научные и технические библиотеки. 2014. № 8. С. 18–27.

6. Дворкина М. Я. Как библиотеки привлекают пользователей // Библиотековедение. 2016. Т. 65. № 3. С. 345–349.

7. Дворкина М. Я. Библиотечно-информационные услуги на сайтах национальных библиотек России: вопросы классификации и представления // Библиотековедение. 2019. Т. 68. № 1. С. 41–46.

8. Дворкина М. Я., Елисина Е. Ю. Дистанционное библиотечное обслуживание: сущность и реализация в современных условиях // Библиотековедение. 2015. № 5. С. 38–43.

9. Редькина Н. С. Привлечение пользователей в научную библиотеку: стратегия ГПНТБ СО РАН // Научные и технические библиотеки. 2015. № 12. С. 12–19.

10. Грабарь Н. Г., Соколовская Т. Б. Формирование информационно-коммуникационного пространства библиотеки // Научно-техническая информация. Сер.1. Организация и методика информационной работы. 2017. № 7. С. 13–18.

11. Пирумова Л. Н. Использование современных технологий в информационном обслуживании аграрной науки // Информационный бюллетень РБА. 2013. № 68. С. 128–132.

12. Пирумова Л. Н. Сайт библиотеки как форма информационного обслуживания в научной библиотеке // Библиотеки в информационном обществе: сохранение традиций и развитие новых технологий / Белорус. с.-х. б-ка им. И. С. Лупиновича. Минск, 2018. С. 160–171.

13. Пирумова Л. Н. Информационные услуги отраслевой научной библиотеки: практика и стандартизация // Информационный бюллетень РБА. 2018. № 83. С. 99–103.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Пирумова Л.Н. Оптимизация технологий информационного обслуживания в Центральной научной сельскохозяйственной библиотеке. Труды ГПНТБ СО РАН. 2022;(3):24-30. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-24-30

For citation:


Pirumova L.N. Optimization of information service technologies in the Central Scientific Agricultural Library. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2022;(3):24-30. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2022-3-24-30

Просмотров: 161


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)