Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

В помощь школе: электронные образовательные ресурсы зарубежных библиотек

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54

Полный текст:

Аннотация

Переход от информационного общества к обществу знаний дает библиотекам шанс преодолеть кризис, трансформируясь в просветительские учреждения нового типа, предоставляющие качественные информационные и образовательные услуги, способствующие развитию познавательно-творческой активности. Важное место среди них отводится программам и проектам по созданию и продвижению электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для школьных учителей и учащихся, то есть для той аудитории, от которой напрямую зависит, в каком обществе нам предстоит жить в ближайшем будущем.

Цель статьи - рассмотреть опыт крупных зарубежных библиотек по подготовке ЭОР для школ с точки зрения его возможного использования российскими библиотеками в свете поставленных задач по усилению роли организаций культуры и образования в деле исторического и культурного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Объектом рассмотрения в статье стали ЭОР собственной генерации (или созданные в кооперации с другими учреждениями) национальных и региональных библиотек США, Великобритании и Австралии, связанные с методическим сопровождением образовательного процесса в школах.

Изучение контента данных ЭОР позволило выделить среди них несколько основных групп, различающихся по целевому назначению: обучение навыкам работы с первоисточниками; продвижение классической литературы и чтения; помощь учителям-предметникам в освещении актуальных социально-политических тем; развитие регионоведческих / краеведческих знаний. В качестве примеров исследуются ЭОР для школы, размещенные в специальных разделах или на сайтах веб-порталов Библиотеки Конгресса (США, Вашингтон), Государственной библиотеки и архивов Флориды (США, Таллахасси), Британской библиотеки (Великобритания, Лондон), Национальной библиотеки Шотландии (Великобритания, Эдинбург) и Национальной библиотеки Уэльса (Великобритания, Аберистуит); Национальной библиотеки Австралии (Канберра), Государственной библиотеки штата Виктория (Австралия, Мельбурн).

Исследование показало, что национальные и региональные библиотеки указанных стран относят подготовку ЭОР для школы к приоритетным направлениям деятельности. Создание таких ЭОР помогает библиотекам решить важные задачи: популяризировать свои фонды и электронные ресурсы; расширить круг постоянных читателей за счет привлечения школьников; повысить престиж библиотеки как важного культурно-просветительского учреждения, участвующего в формировании мировоззрения и повышении интеллектуального уровня молодого поколения. Вследствие своей социальной значимости подобные проекты, как правило, имеют государственное или региональное финансирование; для них широко практикуется выделение грантов. Особое внимание в статье уделяется взаимодействию библиотек с другими культурными институциями по подготовке совместных ЭОР, предназначенных для школы, а также продвижению ЭОР среди учительского сообщества, в первую очередь, благодаря тесному сотрудничеству с педагогическими организациями.

Для цитирования:


Барышева Е.А. В помощь школе: электронные образовательные ресурсы зарубежных библиотек. Труды ГПНТБ СО РАН. 2023;(1):46-54. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54

For citation:


Barysheva E.A. Helping the School: Electronic Learning Resources of Foreign Libraries. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2023;(1):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54

Просмотров: 359


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)