AD JUBILAEUM 
13 января 2023 г. отметила свой славный юбилей Ольга Львовна Лаврик – доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией информационно-системного анализа Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), главный научный сотрудник, главный редактор журнала «Библиосфера».
Пятидесятилетие научно-исследовательского института – Библиотеки по естественным наукам Российской академии наук – это и славная история, и яркое настоящее, и твердая уверенность в завтрашнем дне.
КНИЖНОЕ НАСЛЕДИЕ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА 
Цель статьи - разобраться в основных вопросах выявления, изучения, учета и сохранности редких книг и книжных памятников в библиотеке. Хронологический критерий отнесения документов к единичным книжным памятникам не вызывает сомнений, а социально значимый (см. п. 5 Приказа № 1780 «Об утверждении Положения о реестре книжных памятников») порождает много вопросов, работ, анализирующих социально значимый критерий, нет. Только индивидуальный подход к каждому документу позволит раскрыть все особенности создания и бытования книги, а принять решение об отнесении / не отнесении документа к книжному памятнику может экспертный совет, созданный в регионе. Подходы к технической обработке и организации хранения к исследуемой категории документов в библиотеках различны (из общего фонда выделены только памятники; памятники и редкие книги хранятся вместе; редкие книги находятся в общем фонде библиотеки и др.). Профессиональному сообществу необходимо выработать рекомендации, которые помогут правильно организовать библиотечный фонд, в состав которого входят книжные памятники и редкие книги.
Сохранение и обеспечение доступности объектов культурного наследия, важнейшую часть которого составляют книжные памятники, является основной задачей библиотек и других учреждений культуры.
Важным достижением реализации государственной политики стало закрепление в российском законодательстве норм, регулирующих работу с книжными памятниками, формирование Реестра книжных памятников, создание в рамках национального проекта «Культура» сайта «Книжные памятники», включенного в Национальную электронную библиотеку.
В статье представлены первые результаты работы по выявлению, изучению, переводу в цифровую форму книжных памятников из коллекции редких книг, хранящейся в Президентской библиотеке, в фонде документов на материальных носителях.
Цель статьи - познакомить исследователей с книжными памятниками из коллекции редких книг Президентской библиотеки, особенностями представления их цифровых копий в электронном фонде библиотеки.
Дана краткая характеристика выявленных в коллекции редких книг документов, обладающих признаками книжных памятников. Среди них старопечатные издания; книги с автографами, записями, имеющими научный, исторический, культурный интерес; книги из личных собраний выдающихся людей и т. д. Значительное внимание уделено описанию наиболее редких и интересных экземпляров. Рассмотрены основные принципы и подходы к оцифровке и представлению книжных памятников в центральном фонде электронных документов. Специальное внимание уделено опыту Президентской библиотеки по формированию цифровой коллекции «Книжные памятники Президентской библиотеки», включающей избранные отечественные и иностранные издания, вышедшие до 1830 г.
Научная библиотека Национального музея Республики Коми - одна из старейших библиотек региона. Более чем за 110 лет ее истории была сформирована уникальная книжная коллекция, содержащая редкие печатные издания середины XVIII - начала XX в. из частных собраний известных ученых, общественных деятелей, писателей, преподавателей, а также книги и периодические издания научных, учебных и других государственных учреждений как Коми края, так и России.
Цель статьи - обозначить основные этапы истории формирования книжного фонда научной библиотеки Национального музея Республики Коми, призванного выявлять и максимально раскрывать свои фонды с уникальными редкими изданиями для посетителей.
Первый этап (1911-1919 гг.) связан с деятельностью усть-сысольских краеведов и Архангельского общества изучения Русского Севера; второй (1920-1930 гг.) проходил под руководством Общества изучения Коми края (ОИКК). Третий этап ограничивается годами Великой Отечественной войны. Для четвертого (1960-1970-е гг.) значимыми стали археографические экспедиции по сбору рукописных книг и старопечатных изданий.
С 2011 г. начинается новый период в жизни библиотеки, связанный с перемещением книжного фонда в здание Литературного музея И. А. Куратова, одного из отделов Национального музея Республики Коми. При создании пространства Литературного музея особое место отводилось научной библиотеке: соединение образовательного ресурса экспозиции и научной библиотеки с читальным залом и книгохранением. Научно-исследовательская деятельность является одним из основных направлений в работе библиотеки. Активно ведутся исследования, направленные на научно-библиографическое описание и изучение редких изданий, выявление, атрибуцию и каталогизацию книжных знаков. Итогом становятся публикации, освещающие результаты исследований как на региональном, так и на российском уровнях.
Приоритетным направлением избрана широкая демонстрация своих коллекций с использованием компьютерных технологий, что способствует расширению возможностей публичного доступа в редкие книжные фонды и позволяет расширять число посетителей.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ 
Актуальным направлением развития отечественного библиотечного дела является разработка новых практик работы с читателями в меняющихся социокультурных условиях. Результаты исследований, предпринятых для выявления современных трендов в системе обслуживания ГПНТБ СО РАН, показали, в частности, значительный рост спроса у посетителей библиотеки на художественную и массовую литературу. Эта новая тенденция развития информационных потребностей нуждается в более углубленном изучении в целях совершенствования системы обслуживания и технологии формирования фонда. В качестве предмета локального исследования взят один из сегментов обширного собрания художественной и массовой литературы, хранящегося в совокупном фонде ГПНТБ СО РАН, - фонд малоиспользуемых изданий (ФМИ). Сегодня ФМИ - постоянно растущая, имеющая своего читателя, но все же недостаточно востребованная коллекция изданий. Авторами преследовалась цель с помощью методов сравнения, анализа, синтеза и наблюдения рассмотреть востребованность фонда, его место в системе других собраний библиотеки, а также выявить возможности реализации потенциала ФМИ в удовлетворении новых читательских потребностей. Привлеченный теоретический материал и анализ практики позволили утверждать, что одна из главных причин недостаточного использования этого фонда - организационно-технологические противоречия, изначально заложенные в его функции и препятствующие обеспечению целостной системы управления им. Повышению эффективности использования ФМИ могли бы способствовать приближение его к читателю «физически» и отражение содержания фонда в читательских каталогах.
Переход от информационного общества к обществу знаний дает библиотекам шанс преодолеть кризис, трансформируясь в просветительские учреждения нового типа, предоставляющие качественные информационные и образовательные услуги, способствующие развитию познавательно-творческой активности. Важное место среди них отводится программам и проектам по созданию и продвижению электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для школьных учителей и учащихся, то есть для той аудитории, от которой напрямую зависит, в каком обществе нам предстоит жить в ближайшем будущем.
Цель статьи - рассмотреть опыт крупных зарубежных библиотек по подготовке ЭОР для школ с точки зрения его возможного использования российскими библиотеками в свете поставленных задач по усилению роли организаций культуры и образования в деле исторического и культурного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Объектом рассмотрения в статье стали ЭОР собственной генерации (или созданные в кооперации с другими учреждениями) национальных и региональных библиотек США, Великобритании и Австралии, связанные с методическим сопровождением образовательного процесса в школах.
Изучение контента данных ЭОР позволило выделить среди них несколько основных групп, различающихся по целевому назначению: обучение навыкам работы с первоисточниками; продвижение классической литературы и чтения; помощь учителям-предметникам в освещении актуальных социально-политических тем; развитие регионоведческих / краеведческих знаний. В качестве примеров исследуются ЭОР для школы, размещенные в специальных разделах или на сайтах веб-порталов Библиотеки Конгресса (США, Вашингтон), Государственной библиотеки и архивов Флориды (США, Таллахасси), Британской библиотеки (Великобритания, Лондон), Национальной библиотеки Шотландии (Великобритания, Эдинбург) и Национальной библиотеки Уэльса (Великобритания, Аберистуит); Национальной библиотеки Австралии (Канберра), Государственной библиотеки штата Виктория (Австралия, Мельбурн).
Исследование показало, что национальные и региональные библиотеки указанных стран относят подготовку ЭОР для школы к приоритетным направлениям деятельности. Создание таких ЭОР помогает библиотекам решить важные задачи: популяризировать свои фонды и электронные ресурсы; расширить круг постоянных читателей за счет привлечения школьников; повысить престиж библиотеки как важного культурно-просветительского учреждения, участвующего в формировании мировоззрения и повышении интеллектуального уровня молодого поколения. Вследствие своей социальной значимости подобные проекты, как правило, имеют государственное или региональное финансирование; для них широко практикуется выделение грантов. Особое внимание в статье уделяется взаимодействию библиотек с другими культурными институциями по подготовке совместных ЭОР, предназначенных для школы, а также продвижению ЭОР среди учительского сообщества, в первую очередь, благодаря тесному сотрудничеству с педагогическими организациями.
ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ДИСКУССИИ 
Smart Libraries and Information Management in Digital Environment. Set of 2 vol. Vol. 1 / edited by N. Singh, S. Singh. New Delhi : B. R. publ. corp., 2022. 309 p.
Smart Libraries and Information Management in Digital Environment. Set of 2 vol. Vol. 2 / edited by N. Singh, S. Singh. New Delhi : B. R. publ. corp., 2022. 310–647 p.
Рецензия на учебное пособие
Тараненко Л. Г. Библиотечное краеведение: по направлению подготовки 51.04.06 «Теория и методология информационно-аналитической деятельности», квалификация (степень) выпускника - «магистр» / Л. Г. Тараненко, Кемеров. гос. ин-т культуры. - Кемерово : Кемеров. гос. ин-т культуры, 2022. - 216 с.
ИНФОРМАЦИЯ 
Представлены результаты всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Книжная культура в цифровую эпоху», организованной кафедрой библиотечно-информационных ресурсов Восточно-Сибирского государственного института культуры в рамках реализации комплексной научной темы. Дана характеристика докладов, прозвучавших на пленарном и секционных заседаниях, в панельной дискуссии, обобщены рекомендации, сформулированные участниками мероприятия.
Международная научно-практическая конференция «Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2023)» состоялась 20–22 марта в Новосибирске.
ВЫШЛИ В СВЕТ 
ISSN 2712-7915 (Online)