В помощь школе: электронные образовательные ресурсы зарубежных библиотек
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54
Аннотация
Переход от информационного общества к обществу знаний дает библиотекам шанс преодолеть кризис, трансформируясь в просветительские учреждения нового типа, предоставляющие качественные информационные и образовательные услуги, способствующие развитию познавательно-творческой активности. Важное место среди них отводится программам и проектам по созданию и продвижению электронно-образовательных ресурсов (ЭОР), предназначенных для школьных учителей и учащихся, то есть для той аудитории, от которой напрямую зависит, в каком обществе нам предстоит жить в ближайшем будущем.
Цель статьи - рассмотреть опыт крупных зарубежных библиотек по подготовке ЭОР для школ с точки зрения его возможного использования российскими библиотеками в свете поставленных задач по усилению роли организаций культуры и образования в деле исторического и культурного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Объектом рассмотрения в статье стали ЭОР собственной генерации (или созданные в кооперации с другими учреждениями) национальных и региональных библиотек США, Великобритании и Австралии, связанные с методическим сопровождением образовательного процесса в школах.
Изучение контента данных ЭОР позволило выделить среди них несколько основных групп, различающихся по целевому назначению: обучение навыкам работы с первоисточниками; продвижение классической литературы и чтения; помощь учителям-предметникам в освещении актуальных социально-политических тем; развитие регионоведческих / краеведческих знаний. В качестве примеров исследуются ЭОР для школы, размещенные в специальных разделах или на сайтах веб-порталов Библиотеки Конгресса (США, Вашингтон), Государственной библиотеки и архивов Флориды (США, Таллахасси), Британской библиотеки (Великобритания, Лондон), Национальной библиотеки Шотландии (Великобритания, Эдинбург) и Национальной библиотеки Уэльса (Великобритания, Аберистуит); Национальной библиотеки Австралии (Канберра), Государственной библиотеки штата Виктория (Австралия, Мельбурн).
Исследование показало, что национальные и региональные библиотеки указанных стран относят подготовку ЭОР для школы к приоритетным направлениям деятельности. Создание таких ЭОР помогает библиотекам решить важные задачи: популяризировать свои фонды и электронные ресурсы; расширить круг постоянных читателей за счет привлечения школьников; повысить престиж библиотеки как важного культурно-просветительского учреждения, участвующего в формировании мировоззрения и повышении интеллектуального уровня молодого поколения. Вследствие своей социальной значимости подобные проекты, как правило, имеют государственное или региональное финансирование; для них широко практикуется выделение грантов. Особое внимание в статье уделяется взаимодействию библиотек с другими культурными институциями по подготовке совместных ЭОР, предназначенных для школы, а также продвижению ЭОР среди учительского сообщества, в первую очередь, благодаря тесному сотрудничеству с педагогическими организациями.
Об авторе
Е. А. БарышеваРоссия
Барышева Екатерина Александровна - старший научный сотрудник Центра по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе.
ул. Воздвиженка, 3/5, Москва, 119019
Конфликт интересов:
Нет
Список литературы
1. Степанов В. К. Новое видение библиотеки как социального института в обществе знаний // Научные и технические библиотеки. 2019. № 1. С. 7-15. DOI: 10.33186/1027-3689-2019-1-7-15.
2. Смолина Т. В. Продвижение деятельности библиотек во внешней среде (на примере Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина) // Вестник Библиотечной Ассамблеи Евразии. 2018. № 4. С. 52-59.
3. Абрамкин О. С. Реализация образовательных проектов Президентской библиотеки в дистанционном формате // Цифровое пространство библиотеки как среда интеллектуального развития личности : материалы межрегион. науч.-практ. конф. 22-23 мая 2019 г. Южно-Сахалинск, 2019. С. 24-28.
4. Использование коллекций Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина в урочной и внеурочной деятельности на основе ресурсов школьных информационно-библиотечных центров : сб. практико-ориентир. материалов / Челяб. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования. Челябинск : ЧИППРО, 2022. 151 с.
5. Лютова Н. К. Об итогах сетевого проекта «Переселение на Амур: история и современность» // Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки. 2022. № 1. С. 22-35. URL: http://vestnikdvgnb.ru/pdf/archive/VEST942022.pdf (дата обращения: 15.01.2023).
6. Милованов К. Ю. Просветительская деятельность отечественных библиотек по сохранению книжного знания (исторический аспект) // Гуманитарное пространство. 2018. Т. 7, № 4. С. 679-684. URL: http://www.humanityspace.net/v7_no4.htm (дата обращения: 10.02.2023).
7. Тебридж С., Харрис Д. Теория изменений: новый подход к данным со стороны Центров библиотечного обслуживания школ в Великобритании // Школьная библиотека: доказательная практика. Отечественное и зарубежное. Москва, 2020. С. 55-69.
Рецензия
Для цитирования:
Барышева Е.А. В помощь школе: электронные образовательные ресурсы зарубежных библиотек. Труды ГПНТБ СО РАН. 2023;(1):46-54. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54
For citation:
Barysheva E.A. Helping the School: Electronic Learning Resources of Foreign Libraries. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2023;(1):46-54. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-1-46-54