Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Развитие магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность»

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-90-98

Аннотация

Цель статьи – проследить историческую ретроспективу библиотечной магистратуры, осмыслить накопленный опыт для поиска новых решений по ее развитию в контексте отказа от применения болонской системы обучения.  Геополитические процессы, в частности, происходящая «отмена России» ‒ кампания Запада по исключению страны из всех сфер международной жизни, формируют иную реальность бытия социальных институтов государства. На повестке дня перестройка всей системы образования в соответствии с предложениями Министерства образования и науки Российской Федерации. Предстоит трансформация и высшего библиотечного образования, включая библиотечную магистратуру. Она возникла и эволюционировала в 2000-е годы также в русле внедрения болонской системы в высшее библиотечное образование России. Последовательно разрабатывалась нормативная база для регламентации функционирования бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность» в виде федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования первого, второго и третьего поколений, примерных образовательных программ библиотечной магистратуры. Сравнение обязательной части учебных планов подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в ведущих профильных вузах показало имеющиеся существенные разночтения в составе, количестве, объеме зачетных единиц, последовательности преподаваемых дисциплин. За время существования библиотечной магистратуры не сложилась окончательно модель ее выпускника при том переизбытке общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, которыми он, согласно федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования, должен овладеть. Кардинально изменилась с 1 марта 2023 года ситуация с трудоустройством выпускников библиотечной магистратуры в связи с введением в действие Профессионального стандарта специалиста по библиотечно-информационной деятельности. На современном этапе сохраняются многие проблемы функционирования библиотечной магистратуры, возникшие ранее. Они представлены в статье как требующие профессиональной дискуссии и выработки согласованного подхода к их решению.

Об авторе

М. Н. Колесникова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Россия

Колесникова Марина Николаевна, доктор педагогических наук, профессор,  заведующий кафедрой библиотековедения и теории чтения

Дворцовая наб., 2/4, Санкт-Петербург



Список литературы

1. Соколов А. В., Столяров Ю. Н. Концепция реализации библиотечно-информационной магистратуры в России // Научные и технические библиотеки. 2014. № 11. С. 5–28.

2. Калегина О. А., Кормишина Г. М. Магистерская подготовка библиотекарей: проблемы и практическая реализация // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. Санкт-Петербург, 2015. Т. 205. Непрерывное библиотечно-информационное образование. С. 41–46.

3. Клюев В. К., Ивина К. В. Организационно-содержательные аспекты развития магистратуры по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 3. С. 174–182.

4. Соколов А. В. Профилированное обучение бакалавров и магистров // А. В. Соколов. Библиотечно-информационная школа и ноосфера. Санкт-Петербург, 2018. С. 72–83.

5. Колесникова М. Н. Некоторые итоги подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности в СПбГИК // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 4. С. 167–170. DOI 10.30725/2619-0303-2019-4-167-170.

6. Галковская Ю. Н. Актуализации образовательных стандартов по специальности «библиотечно-информационная деятельность» в Республике Беларусь // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 3. С. 146–150. DOI: 10.30725/2619-0303-2019-3-146-150.

7. Сатагалиева С. М. Библиотечно-информационное образование в Республике Казахстан во второй половине ХХ ‒ начале XХI века // Библиотековедение. 2022. Т. 71, № 1. С. 81–91. DOI: 10.25281/0869-608X-2022-71-1-81-91.

8. Рахматуллаев М. А. Современные тенденции подготовки кадров информационно-библиотечной сферы в Узбекистане // Вестник Библиотечной ассамблеи Евразии. 2013. № 1. С. 66–69.

9. Костова Н., Славчева В. Профессиональное обучение библиотечных специалистов Болгарии // Динамика систем, механизмов и машин. 2014. № 5. С. 53–55.


Рецензия

Для цитирования:


Колесникова М.Н. Развитие магистратуры по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность». Труды ГПНТБ СО РАН. 2023;(3):90-98. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-90-98

For citation:


Kolesnikova M.N. Development of Training for the Master’s Degree in the Direction “Library and Information Activities”. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2023;(3):90-98. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2023-3-90-98

Просмотров: 296


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)