Роль чтения в формировании мировоззрения учащихся государственных трудовых резервов
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-73-82
Аннотация
Цель работы – определить механизмы формирования социокультурных ценностей и ментальных характеристик учащихся под влиянием образов литературных героев произведений художественной литературы. В качестве метода исследования использован контент-анализ литературных источников по следующим параметрам: положительные и отрицательные качества героя; отношение к учебе, труду, семье, Родине; представления о добре и зле; ценности и приоритеты; нормы поведения в обществе и коллективе. Выделенные критерии позволили структурировать содержание текстов по предметным областям, из которых складывается мировоззрение: восприятие себя и своей роли в мире; этические и идеологические представления; нормы и образцы поведения; ценности. В качестве источников отобраны 1) литературные произведения, которые чаще всего декларировались на громких чтениях в училищах трудовых резервах Свердловской области, 2) самые популярные книги по статистическим данным библиотек училищ и школ трудовых резервов, а также городов и сел.
Исследование отчетов училищ и школ, результатов опроса учащихся трудовых резервов – посетителей библиотек Москвы и сельской местности – позволило выделить популярные художественные произведения того времени, а анализ их содержания помог выявить факторы, влиявшие на формирование мировоззрения учащихся, их систему ценностей, определить культовые образы литературных героев.
Ключевые слова
Об авторах
Т. А. ЗаглодинаРоссия
Заглодина Татьяна Алексеевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, социологии и социальной работы
ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620143
М. Б. Ларионова
Россия
Ларионова Марина Бариевна – кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой документоведения, права, истории и русского языка
ул. Машиностроителей, 11, Екатеринбург, 620143
Список литературы
1. Ларионова М. Б., Заглодина Т. А., Разинков С. Л. Социокультурные маркеры как основа для реконструкции портрета учащихся Государственных трудовых резервов СССР // Профессиональное образование и рынок труда. 2023. Т. 11, № 2. С. 65–80.
2. Malinovskaya O. Reading Russian classics in Soviet schools under Stalin: analyzing normative material, 1922–1941 // Reading Russia. A history of reading in modern Russia. Milano, 2020. Vol. 3. P. 107–158. DOI: https://doi.org/10.4000/books.ledizioni.13144.
3. Громкое чтение / сост. М. А. Ижевская. Москва : Трудрезервиздат, 1947. 20 с.
4. Никифорова О. И. Восприятие художественной литературы школьниками. Москва : Учпедгиз, 1959. 206 с.
5. Гречишникова А. Д. Преподавание литературы в советской школе (1917–1947 гг.) // Литература в школе. 1947. № 5. С. 43–56.
6. Ларионова М. Б., Разинков С. Л. Деятельность библиотек по формированию культурного облика учащихся системы государственных трудовых резервов // Homo legens в прошлом и настоящем : сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф., Новосибирск, 23–25 марта 2023 г. Екатеринбург, 2023. С. 203–207.
7. Леляков Р. Е. Работа над образом-персонажем на уроках литературного чтения // Русский язык и литература в средней школе : материалы к январ. совещ. учителей 1940 г. Харьков, 1939. С. 8–13.
8. Добренко Е. А. Формовка советского читателя: социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы. Санкт-Петербург : Гуманитар. агентство «Акад. проект», 1997. 323 с.
9. Интымакова Л. Г., Чередникова Н. П. Мировоззрение: структура и способы организации // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2008. № 2. С. 32–38.
Рецензия
Для цитирования:
Заглодина Т.А., Ларионова М.Б. Роль чтения в формировании мировоззрения учащихся государственных трудовых резервов. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(1):73-82. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-73-82
For citation:
Zaglodina T.A., Larionova M.B. The Role of Reading in Shaping the Worldview of Students in the USSR State Labor Reserves. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(1):73-82. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-1-73-82