Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Рецепция текста и изображения на примере старообрядческого Синодика XVIII в.: к вопросу о семантике танатологических представлений

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-27-35

Аннотация

Исследование семантики образов и цветов, встречающихся в старообрядческой миниатюристике, помогает понять и раскрыть смысл танатологических представлений этой конфессиональной группы. Особую роль играет текст, который сопровождает миниатюру и часто становится источником толкования тех или иных символов.

Цель статьи – реконструкция рецепции изображения через прочтение текста и семантики цветов иллюстрации человеком XVIII в. как ­носителем семиотических и семантических кодов историко-культурной традиции. Статья раскрывает внешние представления старообрядцев о загробном мире через описание изображенного на миниатюре сюжета пребывания души грешника в аду, а также представляет собой попытку прочтения и раскрытия семантики встречающихся образов. Важное место в публикации занимает исследование восприятия цвета и его роли в описании образов. Дан краткий обзор дореволюционной, советской и современной историографии, посвященной междисциплинарным пересечениям по этой тематике, актуализировано проблемное поле и сформирован теоретический фундамент исследования. Описана содержащаяся в рукописи миниатюра, раскрыта ее сюжетно-композиционная основа, действующие лица, связь рукописной миниатюры с книжной традицией древней и средневековой Руси.

При сравнении исследуемого источника с другими (22 архивными старообрядческими рукописями: 7 Синодиками, 7 Сборниками поучений, слов и т. п., в число оставшихся входят жития святых, апокалипсисы и т. д.) проведена корреляция между использованием цвета в определенных образах и его значением. На этой основе раскрыта семантика цветов: красного – цвета святых и грешных, белого – цвета духовного и телесного, показана роль зеленого и черного в сохранении книжной традиции и изображении животных. Сделаны выводы о выделении цветов/образов и закономерностях в их использовании.

Об авторе

Р. А. Колос
Центральная научная библиотека им. Якуба Коласа Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Колос Родион Александрович - младший научный сотрудник, Центр исследования старопечатных
изданий и рукописей

ул. Сурганова, 15, Минск, 220072


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье



Список литературы

1. Кирпичников А. И. Воспоминания о Г. Д. Филимонове // Археологические известия и заметки, издаваемые Императорским Московским археологическим обществом. Москва, 1898. Т. 6, № 11/12. С. 360–368.

2. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв.: опыт историко-художественной классификации. В 2 т. Т. 1. XI – начало XVI века. Москва : Искусство, 1963. 394 с.

3. Флоренский П. А. Иконостас // Богословские труды. Москва, 1972. Сб. 9. С. 83–148.

4. Флоренский П. А. Иконостас : избр. тр. по искусству. Санкт-Петербург : МИФРИЛ : Рус. кн., 1993. 365 с.

5. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Москва : Искусство, 2000. 538 с.

6. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. Т. 1. Москва : Искусство, 1967. 214 с.

7. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. Москва : Ладомир, 1995. 332 с.

8. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siècle = Russian minuatures of the 11th to the 15th centuries : album / comp. O. S. Popova. Leningrad : Aurora, 1975. 170 p.

9. Чёрный В. Д. Русская средневековая книжная миниатюра: направления, проблемы и методы изучения. Москва : РОССПЭН, 2004. 591 с.

10. Быкова Е. В., Костров А. В. Старообрядческий лубок «Две дороги – Два пути»: комментированное прочтение визуального образа. Киров, 2019. 192 с.

11. Быкова Е. В., Валова О. М. Конфессиональная модель образа человека в тексте старообрядческого лубка «Две дороги – Два пути» // Научный диалог. 2021. № 11. С. 216–234.

12. Костров А. В., Моррис Т. Б. Визуально-текстовая агиография в настенных листах современных старообрядцев часовенного согласия // Новые исследования Тувы. 2019. № 1. С. 95–107.

13. Ануфриева Н. В. Иконография «Страстей Христовых» в старообрядческой традиции (на примере списков из уральских книгохранилищ) // Известия Уральского федерального университета. Серия 2, Гуманитарные науки. 2020. Т. 22, № 3. С. 89–109.

14. Книжная культура: Ветка. Минск : Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 2013. 528 с.

15. Дергачева И. В. Древнерусский Синодик: исследования и тексты. Москва : Кругъ, 2011. 404 с.

16. Tran T. L’image dans – l’espace visuel et textuel des narrations illustrées de la Renaissance: morphologie du livre, topographie du texte et parcours de lecture // Le livre et ses espaces. Nanterre, 2007. P. 85–107.

17. Дергачёва И. В. Синодик с литературными предисловиями: история возникновения и бытования на Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2001. № 2. С. 89–96.

18. Синодик: из коллекции русской графики XVIII – начала XXI вв. / сост. Н. В. Казаринова. Пермь : Перм. худож. галерея, 2016. 12 с.

19. Клепиков С. А. Русские гравированные книги XVII–XVIII веков // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1964. Сб. 9. С. 141–177.

20. Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. Москва : Молодая гвардия, 2017. 555 с.

21. Маркелов Г. В., Сиренов А. В. Иконография Лицевого летописца о небесных явлениях // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2017. Т. 62, № 2. С. 319–338.

22. Пастуро М. Символическая история европейского средневековья : пер. с фр. Санкт- Петербург : Alexandria, 2019. 447 с.

23. Кузнецова Е. А. Цвет зла. К вопросу о цветовом каноне в русском средневековом искусстве // Культурное наследие России. 2013. № 3/4. С. 17–22.

24. Шестаков К. В., Оришев А. Б. Художественный язык древнерусской иконы // Бизнес и дизайн ревю. 2022. № 4. С. 118–130.

25. Исаева М. В. Мифологическая семантика цвета у древних славян // Первые Лойфмановские чтения (Аксиология научного познания) : материалы Всерос. науч. конф. (Екатеринбург, 10–11 марта 2005 г.). Екатеринбург, 2006. Вып. 3. С. 198–203.

26. Veniel F. Les hommes du Moyen Age: paysans, bourgeois et seigneurs. Paris : Éditions Errance, 2008. 128 р.


Дополнительные файлы

1. Неозаглавлен
Тема
Тип Прочее
Посмотреть (681KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Колос Р.А. Рецепция текста и изображения на примере старообрядческого Синодика XVIII в.: к вопросу о семантике танатологических представлений. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(2):27-35. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-27-35

For citation:


Kolos R.A. Text and Image Reception on the Example of the Old Believer Synodicon of the XVIII century: on the Question of the Semantics of Thanatological Representations. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(2):27-35. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-27-35

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)