Preview

Труды ГПНТБ СО РАН

Расширенный поиск

Библиотечная профессиология в подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности: методологические подходы к разработке тематической структуры

https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-107-112

Аннотация

Статья посвящена актуальным вопросам теории и методики библиотечно-информационного образования. Ее цель – обосновать целесообразность формирования тематической структуры курса «Библиотечная профессиология» на основе обобщения научных представлений о предмете библиотечной профессиологии как библиотековедческой дисциплины.

Проанализированы методологические подходы специалистов ведущих вузов культуры (Московского государственного института культуры, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Восточно-Сибирского государственного института культуры) к построению содержания одной из специальных учебных дисциплин «Библиотечная профессиология», которая входит в учебные программы по подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности.

Предложен один из вариантов структурно-логической модели курса «Библиотечная профессиология» – комплексной теоретико-прикладной дисциплины, охватывающей широкий круг проблем, связанных с местом и ролью библиотечной профессии в обществе. Освоение магистрантами сущности и содержания библиотечной профессиологии обусловливает необходимость приобретения различных профессиональных компетенций, среди которых наиболее значимыми являются общепедагогические. По этой причине центральное место в курсе должно занять изучение вопросов, связанных с профессиональным образованием: от истории до актуальных проблем организации подготовки библиотечных специалистов, содержания, методов и форм обучения на современном этапе.

Об авторе

Е. И. Борисова
Санкт-Петербургский государственный институт культуры (СПбГИК)
Россия

Борисова Елена Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационного менеджмента

 Дворцовая наб., 2, Санкт-Петербург, 191186


Конфликт интересов:

Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, имеющих отношение к этой статье.



Список литературы

1. Чачко А. С. Библиотекари как социально-профессиональная группа : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1991. 30 с.

2. Грачев В. И. Социальное портретирование библиотекарей (теория, методика, эксперимент) : автореф. дис. … канд. пед. наук. Ленинград, 1991. 16 с.

3. Каптерев А. И. Методологические и теоретические основания профессионализации библиотечных специалистов : автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1994. 44 с.

4. Чудинова В. П. Современная профессиограмма специалиста детской библиотеки как основа совершенствования подготовки кадров по работе с детьми : автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1996. 16 с.

5. Турчин В. А. Информационно-сетевая культура в профессионализации современных библиотечных специалистов : автореф. дис. … канд. пед. наук. Краснодар, 2002. 18 с.

6. Жукова Т. Д. Библиотечная периодическая печать как средство влияния на профессиональное сознание школьного библиотекаря : автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2010. 25 с.

7. Зазерский Е. Я., Соколов А. В. Библиотечная профессия сегодня и завтра: программа исследования // Советское библиотековедение. 1988. № 2. С. 18–30.

8. Соколов А. В. Библиотечная профессиология и сумма технологий // Научные и технические библиотеки. 2015. № 6. С. 3–14.

9. Булдина Г. И., Лопатина Н. В. Библиотечная профессиология в структуре подготовки магистров библиотечно-информационной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 6. С. 143–150.

10. Козленко Е. Ю. Проблемы построения содержания учебной дисциплины «Библиотечная профессиология» // Проблемы и перспективы развития высшего образования в сфере культуры : материалы науч.-метод. конф. (Минск, 4 февр. 2020 г.). Минск, 2021. С. 243–247.

11. Езова С. А., Кучмурукова Е. А. Опыт подготовки магистров в Восточно-Сибирском государственном институте культуры // Научные и технические библиотеки. 2021. № 7. С. 97–112. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2021-7-97-112.

12. Езова С. А., Кучмурукова Е. А. Концепция «психология отношений» в развитии профессионального самосознания библиотечных специалистов // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2023. № 52. С. 170–180.

13. Столяров Ю. Н. Библиотекарь: должность, квалификация, специальность или профессия? // Библиотековедение : избранное. 1960–2000 гг. Москва, 2001. С. 499–502.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова Е.И. Библиотечная профессиология в подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности: методологические подходы к разработке тематической структуры. Труды ГПНТБ СО РАН. 2024;(2):107-112. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-107-112

For citation:


Borisova E.I. Library Professionology in Masters of Library and Information Science Training: Methodological Approaches to the Development of the Thematic Structure. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2024;(2):107-112. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2024-2-107-112

Просмотров: 155


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2618-7515 (Print)
ISSN 2712-7915 (Online)