Имидж первых российских государственных библиотек в средствах массовой информации
https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-68-72
Аннотация
В статье имидж первых российских государственных библиотек (Библиотеки Российской академии наук и Российской национальной библиотеки) рассмотрен в контексте их работы со средствами массовой информации. Подчеркивается уникальность имиджа национальных и схожих с ними по масштабам деятельности государственных библиотек.
Цель статьи – выявить тенденции освещения деятельности этих библиотек в прессе. Сегодня, несмотря на востребованность традиционных журналистских средств (пресс-релиз, пресс-конференция и др.), в продвижении имиджа организаций на ведущие позиции выходят так называемые новые медиа – SMM (Social Media Marketing), видео-контент (в том числе короткие вертикальные видео) и т. д. Подтверждается выдвинутая ранее в профессиональной литературе гипотеза о том, что библиотеки будут создавать не только отдельные службы по работе со средствами массовой информации (СМИ), но и целые подразделения, которые сами производят медиаконтент. Констатируется, что корпоративные медиа, которые пережили пик своей популярности в России в конце XX – начале XXI вв., меняют форматы, но по-прежнему остаются актуальными и для библиотек. Вывод исследования состоит в том, что имидж библиотечной профессии на современном этапе связан с парадоксом раздвоения – мониторинг и аудит СМИ показывают, что имидж библиотек и библиотекарей транслируется ими как не очень успешный, однако любое упоминание имеет положительную коннотацию.
Об авторе
В. В. ОрловРоссия
Виктор Владимирович Орлов, кандидат педагогических наук, доцент
кафедра библиотековедения и теории чтения
191186; Дворцовая наб., 2; Санкт-Петербург
Конфликт интересов:
Автор заявляет об отсутствии конфликтов интересов, требующих раскрытия в этой статье
Список литературы
1. Матвеев М. Ю., Равинский Д. К. Образ библиотеки в произведениях художественной литературы : лит.-социол. очерки. Санкт-Петербург: Рос. нац. б-ка, 2003. 136 с.
2. Матвеев М. Ю. Библиотеки в прессе: по материалам статей из российских газет и журналов (1994–2004 гг.) : аналит. обзор. Санкт-Петербург : Рос. нац. б-ка, 2005. 192 с.
3. Матвеев М. Ю. Имидж библиотек как социокультурный феномен. Санкт- Петербург: Рос. нац. б-ка, 2009. 394 с.
4. Орлов В. В. Российская национальная библиотека с точки зрения информационной привлекательности // Сахаровские чтения : сб. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 20–21 янв. 2012 г.). Санкт- Петербург, 2012. С. 81–88.
5. Орлов В. В. Новые и старые медиа и проблема имиджа библиотек // Имидж, бренд и репутация как конкурентные преимущества библиотеки : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 18–19 нояб. 2021 г.). Челябинск, 2021. С. 130–139.
6. Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. Санкт-Петербург : СПбГУП, 2005. 400 с.
7. Матвеев М. Ю. Имидж национальных библиотек. Санкт-Петербург: Рос. нац. б-ка, 2018. 472 с.
8. Маркова Т. Б. Библиотека в истории культуры. Санкт-Петербург: Наука, 2008. 327 с.
9. Голубева О. Д. М. А. Корф. Санкт-Петербург: Изд-во Рос. нац. б-ки, 1995. 165 с.
10. Назаренко А. Н. Понятие «медиа» в междисциплинарных исследованиях коммуникаций // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 3. С. 68–73.
Рецензия
Для цитирования:
Орлов В.В. Имидж первых российских государственных библиотек в средствах массовой информации. Труды ГПНТБ СО РАН. 2025;(1):68-72. https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-68-72
For citation:
Orlov V.V. Image of the First Russian State Libraries in the Media. Proceedings of SPSTL SB RAS. 2025;(1):68-72. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/2618-7515-2025-1-68-72