КНИЖНОЕ НАСЛЕДИЕ И КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА
Цель статьи – охарактеризовать документальный поток (ДП) публикаций дневниковых записей сибиряков – участников Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Показано место дневников в источниковедении и значение дневниковых записей для изучения антропологического содержания и психологии войны. Обоснованы причины немногочисленности фронтовых дневников по сравнению с другими видами эго-документов (воспоминаниями, письмами). Впервые был выявлен и комплексно изучен ДП из 40 публикаций дневников (и о дневниках) сибиряков: представлены библиометрические показатели и характеристика контента; выявлены сайты, содержащие полные тексты дневников (или их фрагментов) и дана оценка их значимости; определены места их хранения. В исследуемом ДП представлена информация о дневниках 28 сибиряков – рядовых участников войны, которые в мирное время в большинстве своем были обладателями гражданских профессий. Дана оценка сайта «Прожито», реализующего проект по сбору полных текстов; обоснована необходимость работы по сохранению полных текстов дневников: выявлению дневников, хранящихся в личных или семейных архивах и передачи их (или их копий) в государственные музеи и архивы; подчеркнуто значение исследований эго-документов о Великой Отечественной войне для образования и патриотического воспитания.
В статье сделана попытка осмысления экологичности книжной культуры, ее значимости для общественного развития и возвышения человеческих потребностей. Актуализация этой проблемы связана с современным состоянием книжной культуры, для которой характерны минимизация государственного управления книжным делом, абсолютизация коммерческого подхода, появление большого количества игроков на книжном рынке, многообразие книжной продукции в различных форматах и приемов ее продвижения, трансформация и переоценка содержания деятельности институтов инфраструктуры чтения и др. Это требует, на наш взгляд, переосмысления состояния книжной культуры и включения критериев экологичности в ее функционирование, что предполагает прежде всего общественное внимание к ее различным проявлениям на предмет их соответствия гуманистическим ценностям и национальным интересам. Цель статьи – выявление и обоснование концепта «экология книжной культуры». Формирование представлений об этом концепте проводилось в контексте парадигмы экологии культуры через уточнение ее содержания и основных векторных направлений. В статье также обосновано значение книжной культуры, рассмотрены различные подходы к ее трактовке. Показано, что экокультурные аспекты книжной культуры являются органичным воплощением ее статических и динамических характеристик. В ходе исследования использовались терминологический, операциональный анализ и структурно-функциональный подход. Экокультурный подход к различным явлениям книжной культуры устанавливает этические нормы функционирования разных акторов книжного дела, определяет значимые для общества принципы их деятельности. Кроме того, обозначены сложности разработки критериев экологичности книжной культуры. Результатом анализа стала обобщенная дефиниция исследуемого концепта.
Исследование семантики образов и цветов, встречающихся в старообрядческой миниатюристике, помогает понять и раскрыть смысл танатологических представлений этой конфессиональной группы. Особую роль играет текст, который сопровождает миниатюру и часто становится источником толкования тех или иных символов.
Цель статьи – реконструкция рецепции изображения через прочтение текста и семантики цветов иллюстрации человеком XVIII в. как носителем семиотических и семантических кодов историко-культурной традиции. Статья раскрывает внешние представления старообрядцев о загробном мире через описание изображенного на миниатюре сюжета пребывания души грешника в аду, а также представляет собой попытку прочтения и раскрытия семантики встречающихся образов. Важное место в публикации занимает исследование восприятия цвета и его роли в описании образов. Дан краткий обзор дореволюционной, советской и современной историографии, посвященной междисциплинарным пересечениям по этой тематике, актуализировано проблемное поле и сформирован теоретический фундамент исследования. Описана содержащаяся в рукописи миниатюра, раскрыта ее сюжетно-композиционная основа, действующие лица, связь рукописной миниатюры с книжной традицией древней и средневековой Руси.
При сравнении исследуемого источника с другими (22 архивными старообрядческими рукописями: 7 Синодиками, 7 Сборниками поучений, слов и т. п., в число оставшихся входят жития святых, апокалипсисы и т. д.) проведена корреляция между использованием цвета в определенных образах и его значением. На этой основе раскрыта семантика цветов: красного – цвета святых и грешных, белого – цвета духовного и телесного, показана роль зеленого и черного в сохранении книжной традиции и изображении животных. Сделаны выводы о выделении цветов/образов и закономерностях в их использовании.
Цель статьи – в рассмотрении состояния научного книгоиздания Бурятии в 2017–2021 гг. для определения основных направлений его развития в сравнении с предшествующим периодом, характеристики видового разнообразия представленных в издательском репертуаре научных книг, выявления основных издательств, занимающихся их выпуском 1 . В работе содержится историографический анализ публикаций, посвященных изучаемой проблеме на примере Сибири и Дальнего Востока, в том числе республик Тыва, Саха (Якутия), Бурятия. Представлены статистические данные выпуска различных видов документов, относящихся к научным изданиям: монографий, сборников научных трудов, материалов конференций, тезисов докладов и авторефератов диссертаций. Отражена динамика выпуска книг издательствами высших учебных заведений Республики Бурятия, в том числе Бурятским государственным университетом им. Д. Банзарова, Восточно-Сибирским государственным университетом технологий и управления, Бурятской государственной сельскохозяйственной академией им. В. Р. Филиппова, ВосточноСибирским государственным институтом культуры, издательством Бурятского научного центра СО РАН, другими государственными и коммерческими издающими организациями республики («Бэлиг», «НоваПринт», «ИП Бальжинимаев А. Б.»).
Автор отмечает, что издательства вузов и научных организаций ежегодно демонстрируют высокие показатели по выпуску научных изданий. В их издательском репертуаре представлены разнообразные виды работ, среди которых большую часть занимают монографии, материалы конференций и авторефераты диссертаций. При этом сборники научных трудов практически не представлены в документальном потоке публикаций, а тезисы – полностью отсутствуют. Пик выпуска научных изданий пришелся на 2018 г.: было опубликовано 102 издания. В последующий период наблюдается сокращение количества выпущенных книг.
Цель статьи – представить структуру формирования общего архива сектора самиздата и нетрадиционной печати лаборатории книговедения ГПНТБ СО РАН на примере основных единиц хранения – именных фондов писателей, художников, культуртрегеров, музыкантов. В статье приведена классификация имеющихся в фондах сектора неопубликованных источников, проанализировано наличие авторских материалов, дарственных надписей, автографов, рисунков и помет, упоминание авторов и участников процесса альтернативной печати в периодике и переписке. Описаны имеющиеся в секторе источники самиздата и экземпляры нетрадиционной печати, раскрывается содержание тематических направлений. Охарактеризованы архивные единицы на примере образцов альтернативного книгоиздания, различных форм самиздата, эфемерид, эгодокументов, фрагментов личных библиотек, материалов периодической печати. Представлена классификация именных фондов по временной периодизации, тематическим и территориальным характеристикам. На примере личных собраний М. Батурина, И. Ахметьева, В. Iванiва, О. Волова, Е. Шурыгина, Е. Иорданского, А. Чеканова, а также различных неофициальных творческих сообществ и групп проводится анализ содержания представленных источников. Особое внимание уделяется формированию коммуникационных цепочек и связей между авторами в неформальной культурной среде, области самиздата и альтернативного книгоиздания 1960–2010-х гг., выясняются критерии выстраивания подобных взаимосвязей.
БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ И БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ
Цель статьи – представить эволюцию государственной политики в отношении публичных библиотек в России во второй половине XIX в.
В результате исследования автор установил, что содержание законов и подзаконных актов, регламентировавших работу публичных библиотек, определялось их статусом общественных организаций и отражало глубокие противоречия правительственного курса в годы буржуазных преобразований и пореформенную эпоху.
Библиотечную инициативу ревнителей просвещения правительство Александра II воспринимало в качестве продолжения и поддержки собственных реформаторских усилий. В статье автор показывает, как легальный статус публичных библиотек был закреплен в правовом поле России, каким образом изменялись правила комплектования книжных фондов, осуществлялся порядок открытия публичных библиотек и надзор за их деятельностью. Автор отмечает, как усилившийся в 1880– 1890-е гг. репрессивный характер законодательства, направленного на защиту городской читающей публики от нежелательной литературы, негативно отразился на общественной самоорганизации в сфере просвещения.
В заключении автор приходит к выводу, что сложившиеся обстоятельства существенно затруднили развитие публичных библиотек в России.
Отсутствие комплексных исследований по истории библиотечного чтения в городах Сибири, малочисленность и краткость упоминаний о чтении художественной литературы посетителями Троицкосавской общественной библиотеки обусловливают актуальность заявленной темы. Цель статьи – определить место беллетристики в круге чтения посетителей Троицкосавской общественной библиотеки в конце XIX – начале XX в. При изучении темы в основном использовались методы сравнительного анализа, статистический, источниковедческий. Источниковую базу исследования составили 18 отчетов о работе библиотеки за 23 года (1887–1909 гг.), начиная со времени ее основания, и 2 каталога, раскрывающие ее фонд. Впервые вычислена доля беллетристики в выдаче изданий из библиотеки на дом: в целом и без периодики. Полученные данные показывают, что художественная литература являлась основным предметом читательских требований. Произведены подсчеты общего и среднего в год количества выдач, книг отдельных писателей и поэтов за 15 лет (1895–1909 гг.), на основании которых составлен топ-20 самых популярных у пользователей библиотеки отечественных и зарубежных авторов. Первые три места в рейтинге российских писателей заняли Л. Н. Толстой, Вас. И. Немирович-Данченко, А. К. Шеллер-Михайлов, иностранных – М. Рид, Ж. Верн, Г. Эмар. Читатели отдавали явное предпочтение прозаическим произведениям. Посетителями библиотеки чаще были востребованы сочинения российских авторов, нежели иностранных.
Исследование дополняет уже введенные в научный оборот сведения о чтении художественной литературы в дореволюционной Сибири, ее месте в круге чтения сибиряков и популярных у них авторах.
Целью статьи является критический анализ исторического опыта по формированию просветительской советской государственной библиотечной политики в 1920–1930‑х гг. и определение возможностей его современного использования. Показано, что основу этой политики составили взгляды на науку и ее популяризацию отечественных революционных демократов, а также идеи В. И. Ленина о политическом воспитании рабочего класса и развитии его политического сознания. Отмечено, что библиотечная просветительская политика начала складываться в рамках просветительской концепции библиотечного дела как одной из форм внешкольного образования и политической пропаганды в конце XIX – начале XX в., однако политические и организационные условия для ее реализации сложились только в советское время. Основным мотивом формирования советской просветительской политики стала необходимость подготовки рабочих и крестьян к участию в государственном управлении по всей вертикали власти, борьба с церковью, а также повышение технической и сельскохозяйственной грамотности рабочих и крестьян. Базовой формой взаимодействия стала пропаганда как наиболее концентрированное выражение политического, научного и технического просвещения. Раскрыты политические и педагогические принципы этой политики и сделаны выводы о перспективности использования опыта тех лет при формировании современной библиотечной политики по организации взаимодействия науки и общества. Проанализированы основные достижения и недостатки. Опыт 1920–1930-х гг. показывает, что такая политика станет успешной при реализации следующих условий: 1) библиотечная политика в этом направлении будет составной частью общегосударственной просветительской и научной политики; 2) будет организовано управление просветительским и научным чтением; 3) библиотечное воздействие должно носить активный характер; 4) принципы современной просветительской библиотечной политики модернизируются с учетом достижений педагогической науки в области просветительства, социологии чтения, информационной культуры и популяризации науки.
ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ, РЕСУРСЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Представлен анализ статистических данных, полученных в результате мониторинга, проведенного Российской национальной библиотекой (РНБ), которые характеризуют доступность библиотечного обслуживания в Российской Федерации. Названы факторы, влияющие на доступность услуг библиотек: развитая сеть пунктов внестационарного и мобильного обслуживания, обеспеченность транспортными средствами, оптимальный режим работы, доступность помещений (доступная среда) для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инклюзивное библиотечное пространство, развитая цифровая инфраструктура, обеспечивающая обслуживание читателей в удаленном режиме. Поскольку огромный объем статистического материала не позволяет рассмотреть все аспекты доступности российских библиотек в рамках одной публикации, цель статьи – дать сравнительный анализ показателей (охват населения региона библиотечным обслуживанием, количество человек на одну общедоступную библиотеку, распределение пунктов внестационарного обслуживания, обеспечение сети общедоступных библиотек транспортом, режим работы учреждений и сокращенный график работы специалистов по федеральным округам и субъектам РФ) и различия этих показателей в региональном масштабе. Доступность библиотечного обслуживания населения является одним из условий обеспечения качества жизни населения. Проблемы доступности информационных услуг возможно решить путем модернизации сети муниципальных библиотек, совершенствования транспортной и цифровой инфраструктуры, организации комфортного библиотечного пространства для всех категорий граждан. Материалы работы могут быть использованы региональными департаментами культуры при планировании модернизации сети библиотечных учреждений.
Появление новых каналов информации и методов распространения научных публикаций, активное развитие цифровых технологий меняют задачи, формы работы научных библиотек, которые формируют документные и информационные ресурсы и располагают богатым опытом работы в области удовлетворения информационных потребностей представителей научно-образовательного комплекса. Направления деятельности научных библиотек дополняются за счет целевого обучения пользователей основам информационной культуры.
В научных библиотеках – библиотеках вузов и центральных научных библиотеках субъектов РФ – большое внимание уделяется обслуживанию студентов. Изменение образовательной модели, усиление самообразовательного компонента в учебном процессе вуза, возрастание значения информационной культуры личности преобразует статус научных библиотек: из элемента информационной инфраструктуры библиотека превращается в субъект образовательной деятельности, взаимодействуя с факультетами и кафедрами на принципах партнерства.
Цель статьи – представить результаты исследования информационного поведения студентов Челябинска, использующих в своей работе, наряду с информационными ресурсами вузовских библиотек, документно-информационные ресурсы Челябинской государственной универсальной научной библиотеки, и определить направления сотрудничества центральной региональной научной библиотеки с учреждениями высшего профессионального образования.
Статья посвящена изучению документального наследия, его роли в социально-экономическом развитии региона. Автор выделил базовые требования регламентов в сохранении документального наследия в регионе.
Цель статьи – показать возможности библиотеки и вуза в реализации задач сохранения и продвижения культурного наследия для дальнейшего развития региона на основе результатов проведенного исследования.
На примере Кемеровской области – Кузбасса определены основные параметры использования документального наследия для социально-экономического развития региона: обеспечение сохранности документального наследия; предоставление доступа к информации; информационное сопровождение всех аспектов развития территории; создание цифрового контента институтов памяти (библиотек, музеев, архивов); продвижение документального наследия; введение в научный оборот новых компонентов документального наследия; научно-исследовательская деятельность; интеграция институтов памяти для сохранения культурного наследия.
В статье представлена характеристика цифрового документального наследия Кузбасса в центральной библиотеке региона – Государственной научной библиотеке Кузбасса им. В. Д. Федорова. Обозначены основные виды работ Кемеровского государственного института культуры по сохранению и продвижению культурного наследия Кузбасса. Рассмотрена интеграция деятельности центральной библиотеки и вуза культуры как один из ключевых факторов повышения эффективности работы в этом направлении.
Подчеркивается, что сотрудничество библиотек с другими учреждениями и организациями, в том числе с органами власти и местного самоуправления, позволяет разрабатывать и реализовывать совместные проекты, направленные на развитие региона и повышение уровня его устойчивости. Отмечается, что центральные библиотеки субъектов РФ и вузы культуры являются основными участниками в вопросах сохранения и развития культурного наследия регионов.
Главный вывод исследования: тесная интеграция библиотеки и вуза позволяет решать комплексные задачи по сохранению и продвижению документального наследия региона.
НЕПРЕРЫВНОЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья посвящена актуальным вопросам теории и методики библиотечно-информационного образования. Ее цель – обосновать целесообразность формирования тематической структуры курса «Библиотечная профессиология» на основе обобщения научных представлений о предмете библиотечной профессиологии как библиотековедческой дисциплины.
Проанализированы методологические подходы специалистов ведущих вузов культуры (Московского государственного института культуры, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Восточно-Сибирского государственного института культуры) к построению содержания одной из специальных учебных дисциплин «Библиотечная профессиология», которая входит в учебные программы по подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности.
Предложен один из вариантов структурно-логической модели курса «Библиотечная профессиология» – комплексной теоретико-прикладной дисциплины, охватывающей широкий круг проблем, связанных с местом и ролью библиотечной профессии в обществе. Освоение магистрантами сущности и содержания библиотечной профессиологии обусловливает необходимость приобретения различных профессиональных компетенций, среди которых наиболее значимыми являются общепедагогические. По этой причине центральное место в курсе должно занять изучение вопросов, связанных с профессиональным образованием: от истории до актуальных проблем организации подготовки библиотечных специалистов, содержания, методов и форм обучения на современном этапе.
ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, ДИСКУССИИ
Цель статьи – представить результаты исследования книжного конкурсного движения в Сибири и на Дальнем Востоке в последние три десятилетия; выявить тенденции его развития, определить проблемы и перспективы. Методология исследования базируется на сочетании формально-логического и сравнительно-исторического методов с анализом данных различных источников. Выявлены формы конкурсов: универсальные и специализированные. Определено, что на них могут быть представлены как сугубо местные издания, так и книги, изданные в других регионах. Охарактеризованы долговременные («Книга года Республики Бурятия» (Улан-Удэ, с 1997 г.), «Лучшая книга года» (Владивосток, с 1997 г.), «Лучшая книга Алтая» (Барнаул, с 2006 г.)) и недавно появившиеся региональные проекты. Проанализирован вклад в организацию конкурсных проектов органов власти региона, библиотек, образовательных учреждений, общественных организаций и др. Определены наиболее распространенные номинации универсальных конкурсов и тематики специализированных. Акцентируется внимание на важности комплексного и системного подхода для превращения фестивалей в творческую систему полного цикла. Установлено, что в целом экспертно-конкурсная деятельность многогранно, многофакторно воздействует на социокультурный ландшафт региона, способствуя укреплению и развитию благотворного влияния книги на эстетическое, нравственное и правовое сознание общества.
ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 2712-7915 (Online)